к.и.н.Т.Б.Щепанская,

ст.н.с. МАЭ РАН, доц.СПбГУ.

УРБАНОАНТРОПОЛОГИЯ. СУБКУЛЬТУРЫ.
Автор - Т.Б.ЩЕПАНСКАЯ, кандидат исторических наук
 СУБКУЛЬТУРЫ
 ЖЕНСКАЯ КУЛЬТУРА
 ДЕТСТВО
 МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА

 АРМИЯ
 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ
 СТУДЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
 МИСТИКИ И МАГИ
 КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ
  ЛИТЕРАТУРА

В рамках курса слушатели знакомятся с основными субкультурами, существующими в России и к настоящему моменту получившие отражение в научной литературе. Подробно обсуждаются детская, молодежная, женская (материнская), армейская (“дедовщина”), криминальная, а также ряд профессионально-корпоративных (ученые-гуманитарии, инженеры, программисты и хакеры) и религиозно-мистических (буддисты, кришнаиты и др.) субкультур. Большое внимание отводится теории и методологии исследования мультикультурного общества в терминах “субкультур”, "знаковых систем", "социальных сетей" и “жизненных стилей”. Задача курса - ознакомление с особенностями символики, стилей, норм поведения, коммуникативных стратегий разных (нередко замкнутых) социокультурных групп необходимо для правильной ориентации в современном мультикультурном обществе. .
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ
  1-2. Субкультуры:   определения, подходы, типология, историография
            Матрица описания субкультур:
а) социальный уровень: сети, типы связей, статусы, нормы и ритуалы
б ) знаковый уровень: символика и атрибутика, арготические языки и фольклор. Типология кодов (вербальный, пространственный, временной, предметный, телесный и др.).

Конкретные субкультуры

(по материалам исследований в России)

3-4.Женская культура. Материнство.

Женское сообщество. Обычаи взаимопомощи. Ассоциации. Дворовое сообщество матерей.

Роды как посвящение. Беременность: советы и поучения. Трансляция норм женского сообщества. Фольклор матерей: запреты, приметы, предсказания, толкование снов, колыбельные, потешки, пестушки, запуги.

Границы сообщества. Отучение от груди. Страхи и запугивания. Метафоры тела рождения: безумие, смерть, болезнь. Запреты на отражение и фотографирование. Телесные табу. Деперсонализация тела рождения (беременного, рождающего, новорожденного): выведение его из-под власти "я". Материнство и власть: два аспекта (мать как объект власти и "мать" как метафора власти).

5-6. Культура детства.

Возрастная периодизация детской субкультуры. Разделение по полу.

Фольклор и культура дошкольников. Игровой фольклор. Игровые сообщества: их внутренние нормы и саморегуляция.Школьный фольклор. Мистические, смеховые, игровые, лирические жанры. Роль их в организации отношений со взрослыми и самоорганизации детских сообществ. Девичий альбом. Страна-мечта и тайные детские общества.

7-8. Молодежная культура.

Понятие молодежной субкультуры. История ее изучения. Молодежные сообщества. Направления молодежной культуры: хип-культура и пост-хиппи, панки, металл; этно-исторические движения (индеанисты, общество ирландской культуры и проч.), ролевые игры (толкинисты и др.); религиозно-мистические движения.

Феномен группирования. Понятие тусовки. Типы тусовок. Иерархия. Гендерные отношения и роли. Нормативная личность и базовая модель отношений: "попутчики".

Символика дороги (трассы). Трасса как форма взаимодействия (путешествие автостопом), ритуал посвящения и базовый символ молодежной культуры. Ритуалы трассы.

Символика молодежной культуры: пространственная, предметная, телесная.

Молодежный фольклор: смеховые, мистические, лирические жанры. Телега как основная вербальная форма. Сленг как маркированная речь.
9. Армия (землячества и дедовщина).

     
    Армейская служба как инициация. Армейская культура: половозрастные и профессиональные аспекты. Землячества в армии. Дедовщина: временной фактор как главный в статусном продвижении. Статусы (молодые и старослужащие), их названия и символика. Посвятительные ритуалы. Насилие и боль: роль в самоорганизации. Ритуалы дембеля (демобилизации). Армейский фольклор.
    Связь армейских традиций с деревенской архаикой и криминальной субкультурой.

    10. Профессионально-корпоративные культуры (компьютерщики; инженеры и их фольклор; фольклор и традиции экспедиций).
    11. Студенческая культура.

    Студенческие традиции от буршей до современных универсантов. Ритуалы посвящения. Экзамен: практика и мистика. Культ халявы и ритуалы ее поимки. Студенческая вечеринка. Фигура препода (преподавателя) в студенческом фольклоре. Осмысление и метафоры будущей профессии.

    12. Религиозно-мистические культуры (кришнаитские и буддийские сообщества в Санкт-Петербурге; экстрасенсы). Религиозная символика и самоорганизация сообществ. Мелкие общины и транснациональные религиозные сети (напр., ISKCON). Харизматическое лидерство. Мистика и ее роль в управлении. Тайна (символика неопределенности) как средство управления.

    Культурные коды (обобщающие лекции).

    (обобщающие лекции по материалам разных субкультур; сравнительная символика)

  1. Пространственно-временные коды и символы
  2. Предметный код
  3. Телесный код
  4. Вербальный фольклор и арготические языки.
Рекомендуемая литература.
  1. Субкультурные объединения молодежи. М.,1987. Там, в частности, статьи: Гуревич П.С. Проблемы субкультуры в современной западной социологии; Матвеева С.Я. Субкультуры в динамике культуры и др.
  2. Художественная жизнь современного общества : В 4-х ТТ. Т.1: Субкультуры и этносы в художественной жизни/ Гос. ин-т искусствознания. Отв.ред. К.Б.Соколов. СПб.,1996.
  3. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры : Критический анализ (инфантилизм как тип поведения и социальная болезнь). М.,1980
  4. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры : Опыт этнографического исследования системы: 1986-1989 гг. СПб: “Наука”, 1993.
  5. Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. - М.: “Наука”, 1987.
  6. Город как социокультурное явление исторического процесса. Сб. ст. М.: “Наука”, 1995.
  7. Рождественская С.Б. Этнографическое изучение культуры российского города : Метод.пособие. М., 1994.
  8. Русские народные традиции и современность. /Ин-т этнологии и антропологии РАН. М., 1995.
  9. Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города : Горожане, их общественный и домашний быт. М., 1978.
  10. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры : Критический анализ (Инфантилизм как тип поведения и социальная юболезнь). М.,1980.
  11. Кон И.С. Психология ранней юности. М.,1989.
  12. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб, 1991. С.17-28
  13. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры : Опыт этнографического исследования системы: 1986-1989 гг. СПб: “Наука”, 1993.
  14. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.,1988
  15. Школьный быт и фольклор : Учебный материал по русскому фольклору. /Сост. А.Ф.Белоусов. Ч.1-2. Таллинн, 1992.
  16. Гилинский Я., Афанасьев А. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб, 1993.
  17. Шурухнов Н.Г. Неформальная дифференциация в исправительно-трудовых учреждениях.// СоцИс. 1992. № 7. С.73-83.
  18. Самойлов Л. Этнография лагеря. (и вызванная этой статьей дискуссия: Субкультура лагеря и архетипы сознания - № 1; Субкультура за решеткой. - № 2; Насколько “первобытна” уголовная субкультура )// СЭ. 1990. №№ 1-2.
  19. Социология преступности: Сб. переводов. М., 1966.
  20. Лихачев Д.С. Черты первобытного примитивизма воровской речи. (1933)// Статьи ранних лет: Сб. Тверь, 1993. С.54-94. (впервые опубл.: Сб. Ин-та языка и мышления им.Н.Я.Марра. АН СССР. (“Язык и мышление”, М-Л.,1935. Вып.3-4. С.47-100).
  21. Иванов В.В. Системный взгляд на природу “дедовщины” //СоцИс, 1995. №1.
  22. Марченко Н.И. К вопросу о генезисе и сущности неуставных взаимоотношений //СоцИс. 1993. № 12.
  23. Образцов И.В. Формы проявления неуставных отношений //СоцИс. 1996. № 2. С.63-71.
  24. Virtual Culture. Identity and Communication in Cybersociety. / Ed.by Steven G. Jones, Univ. Of Tusla : London, Sage publ., 1997.
  25. The Machine in Me. An Anthropologist Sits Among Computer Engineers. Gary Lee Downey, Virginia Tech, USA. L.: Routledge, 1998.
 СУБКУЛЬТУРЫ
 НОВОСТИ




Сайт управляется системой uCoz