к.и.н.Т.Б.Щепанская,
ст.н.с. МАЭ РАН, доц.СПбГУ.
УРБАНОАНТРОПОЛОГИЯ. СУБКУЛЬТУРЫ.
Автор - Т.Б.ЩЕПАНСКАЯ, кандидат исторических наук
СУБКУЛЬТУРЫ
ЖЕНСКАЯ КУЛЬТУРА
ДЕТСТВО
МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА
АРМИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ
СТУДЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
МИСТИКИ И МАГИ
КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
В рамках курса слушатели знакомятся
с основными субкультурами, существующими в России и к настоящему моменту
получившие отражение в научной литературе. Подробно обсуждаются детская,
молодежная, женская (материнская), армейская (“дедовщина”), криминальная,
а также ряд профессионально-корпоративных (ученые-гуманитарии, инженеры,
программисты и хакеры) и религиозно-мистических (буддисты, кришнаиты и
др.) субкультур. Большое внимание отводится теории и методологии исследования
мультикультурного общества в терминах “субкультур”, "знаковых систем", "социальных сетей" и “жизненных
стилей”.
Задача курса - ознакомление с особенностями символики, стилей,
норм поведения, коммуникативных стратегий разных (нередко замкнутых) социокультурных
групп необходимо для правильной ориентации в современном мультикультурном
обществе. .
-
В основу курса положен как опыт исследовательской
работы автора (работы по женской, молодежной, некоторым конфессиональным и профессиональным субкультурам), так и сотрудничество с творческой группой по разработке учебного пособия “Современная
городская народная культура” (рук.С.Ю.Неклюдов, РГГУ, Москва, и А.Ф.Белоусов,
ИРЛИ, СПб), а также Семинаром по изучению общественных движений в Институте Социологии РАН (СПб), рук. В.В.Костюшев. Учитываются сведения, имеющиеся в литературе (прилагается библиография,
свыше 500 названий).
-
Курс был прочитан в Санкт-Петербургском Гос.ун-те на историческом ф-те (кафедре этнографии и антропологии) для студентов 3-6 курсов дневного и вечернего отд. в 1997-98 гг. и ф-те
социологии (кафедра культурной антропологии и этнической социологии) студентам 4 курса, читается с 1997 года по настоящее время.
-
Курс лекций может быть дополнен практикумом (обучение практическим методам сбора полевого материала в городской среде
- 32 ак.часа семинаров + самостоятельная практическая работа в избранной
среде + консультации руководителя).
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ
1-2. Субкультуры:
определения, подходы, типология, историография
Матрица описания субкультур:
а) социальный уровень: сети, типы связей,
статусы, нормы и ритуалы
б ) знаковый уровень: символика и атрибутика,
арготические языки и фольклор. Типология кодов (вербальный, пространственный,
временной, предметный, телесный и др.).
Конкретные субкультуры
(по материалам исследований в России)
3-4.Женская
культура. Материнство.
Женское сообщество. Обычаи взаимопомощи.
Ассоциации. Дворовое сообщество матерей.
Роды как посвящение. Беременность: советы
и поучения. Трансляция норм женского сообщества. Фольклор матерей: запреты,
приметы, предсказания, толкование снов, колыбельные, потешки, пестушки,
запуги.
Границы сообщества. Отучение от груди.
Страхи и запугивания. Метафоры тела рождения: безумие, смерть, болезнь.
Запреты на отражение и фотографирование. Телесные табу. Деперсонализация
тела рождения (беременного, рождающего, новорожденного): выведение его
из-под власти "я". Материнство и власть: два аспекта (мать как объект власти
и "мать" как метафора власти).
5-6. Культура
детства.
Возрастная периодизация детской субкультуры.
Разделение по полу.
Фольклор и культура дошкольников. Игровой
фольклор. Игровые сообщества: их внутренние нормы и саморегуляция.Школьный
фольклор. Мистические, смеховые, игровые, лирические жанры. Роль их в организации
отношений со взрослыми и самоорганизации детских сообществ. Девичий альбом. Страна-мечта
и тайные детские общества.
7-8. Молодежная
культура.
Понятие молодежной субкультуры. История
ее изучения. Молодежные сообщества. Направления молодежной культуры: хип-культура
и пост-хиппи, панки, металл; этно-исторические движения (индеанисты, общество
ирландской культуры и проч.), ролевые игры (толкинисты и др.); религиозно-мистические
движения.
Феномен группирования. Понятие тусовки.
Типы тусовок. Иерархия. Гендерные отношения и роли. Нормативная личность
и базовая модель отношений: "попутчики".
Символика дороги (трассы). Трасса
как форма взаимодействия (путешествие автостопом), ритуал посвящения и
базовый символ молодежной культуры. Ритуалы трассы.
Символика молодежной культуры: пространственная,
предметная, телесная.
Молодежный фольклор: смеховые, мистические,
лирические жанры. Телега как основная вербальная форма. Сленг как
маркированная речь.
9. Армия (землячества
и дедовщина).
Армейская служба как инициация. Армейская
культура: половозрастные и профессиональные аспекты. Землячества в армии.
Дедовщина: временной фактор как главный в статусном продвижении. Статусы
(молодые и старослужащие), их названия и символика. Посвятительные ритуалы.
Насилие и боль: роль в самоорганизации. Ритуалы дембеля (демобилизации).
Армейский фольклор.
Связь армейских традиций с деревенской
архаикой и криминальной субкультурой.
10. Профессионально-корпоративные
культуры (компьютерщики; инженеры и их фольклор; фольклор и традиции
экспедиций).
11. Студенческая
культура.
Студенческие традиции от буршей до современных
универсантов. Ритуалы посвящения. Экзамен: практика и мистика. Культ халявы
и ритуалы ее поимки. Студенческая вечеринка. Фигура препода (преподавателя)
в студенческом фольклоре. Осмысление и метафоры будущей профессии.
12. Религиозно-мистические
культуры (кришнаитские и буддийские сообщества в Санкт-Петербурге;
экстрасенсы). Религиозная символика и самоорганизация сообществ. Мелкие
общины и транснациональные религиозные сети (напр., ISKCON).
Харизматическое лидерство. Мистика и ее роль в управлении. Тайна (символика
неопределенности) как средство управления.
Культурные
коды (обобщающие лекции).
(обобщающие лекции по материалам разных
субкультур; сравнительная символика)
-
Пространственно-временные коды и символы
-
Предметный код
-
Телесный код
-
Вербальный фольклор и арготические языки.
Рекомендуемая литература.
-
Субкультурные объединения молодежи.
М.,1987. Там, в частности, статьи: Гуревич П.С. Проблемы субкультуры
в современной западной социологии; Матвеева С.Я. Субкультуры в динамике
культуры и др.
-
Художественная жизнь современного
общества : В 4-х ТТ. Т.1: Субкультуры и этносы в художественной жизни/
Гос. ин-т искусствознания. Отв.ред. К.Б.Соколов. СПб.,1996.
-
Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б.
Социология контркультуры : Критический анализ (инфантилизм как тип поведения
и социальная болезнь). М.,1980
-
Щепанская Т.Б. Символика молодежной
субкультуры : Опыт этнографического исследования системы: 1986-1989 гг.
СПб: “Наука”, 1993.
-
Орлова Э.А. Современная городская
культура и человек. - М.: “Наука”, 1987.
-
Город как социокультурное явление
исторического процесса. Сб. ст. М.: “Наука”, 1995.
-
Рождественская С.Б. Этнографическое
изучение культуры российского города : Метод.пособие. М., 1994.
-
Русские народные традиции и
современность. /Ин-т этнологии и антропологии РАН. М., 1995.
-
Рабинович М.Г. Очерки этнографии
русского феодального города : Горожане, их общественный и домашний быт.
М., 1978.
-
Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б.
Социология контркультуры : Критический анализ (Инфантилизм как тип поведения
и социальная юболезнь). М.,1980.
-
Кон И.С. Психология ранней юности.
М.,1989.
-
Этнические стереотипы мужского
и женского поведения. СПб, 1991. С.17-28
-
Щепанская Т.Б. Символика молодежной
субкультуры : Опыт этнографического исследования системы: 1986-1989 гг.
СПб: “Наука”, 1993.
-
Кон И.С. Ребенок и общество:
(Историко-этнографическая перспектива). М.,1988
-
Школьный быт и фольклор : Учебный
материал по русскому фольклору. /Сост. А.Ф.Белоусов. Ч.1-2. Таллинн, 1992.
-
Гилинский Я., Афанасьев А. Социология
девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб, 1993.
-
Шурухнов Н.Г. Неформальная дифференциация
в исправительно-трудовых учреждениях.// СоцИс. 1992. № 7. С.73-83.
-
Самойлов Л. Этнография лагеря.
(и вызванная этой статьей дискуссия: Субкультура лагеря и архетипы сознания
- № 1; Субкультура за решеткой. - № 2; Насколько “первобытна” уголовная
субкультура )// СЭ. 1990. №№ 1-2.
-
Социология преступности: Сб.
переводов. М., 1966.
-
Лихачев Д.С. Черты первобытного
примитивизма воровской речи. (1933)// Статьи ранних лет: Сб. Тверь, 1993.
С.54-94. (впервые опубл.: Сб. Ин-та языка и мышления им.Н.Я.Марра. АН СССР.
(“Язык и мышление”, М-Л.,1935. Вып.3-4. С.47-100).
-
Иванов В.В. Системный взгляд
на природу “дедовщины” //СоцИс, 1995. №1.
-
Марченко Н.И. К вопросу о генезисе
и сущности неуставных взаимоотношений //СоцИс. 1993. № 12.
-
Образцов И.В. Формы проявления
неуставных отношений //СоцИс. 1996. № 2. С.63-71.
-
Virtual Culture. Identity and Communication in Cybersociety.
/ Ed.by Steven G. Jones, Univ. Of Tusla : London, Sage publ., 1997.
-
The Machine in Me. An Anthropologist Sits Among Computer
Engineers. Gary Lee Downey, Virginia Tech, USA. L.: Routledge, 1998.
СУБКУЛЬТУРЫ
НОВОСТИ
Сайт управляется системой
uCoz