Субкультуры: Фольклор и этнография детства. Молодежные субкультуры. Профессиональные традиции и фольклор  


ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР

ЛЕКЦИИ по УРБАНОАНТРОПОЛОГИИ


СУБКУЛЬТУРА: к определению и истории понятия, соотношение с другими концепциями социокультурной дифференциации (статья из книги "Современный городской фольклор")

_____________
Курс лекций по МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЕ
_______________________
В издательстве ОГИ вышла моя книга:
Щепанская Т.Б. "Система: тексты и традиции субкультуры. М.: ОГИ, 2004. -- 288 с.
_____________

:
Символика молодежной субкультуры. СПб.: "Наука", 1993.

Монография Т.Б.Щепанской, вышедшая в 1993 г. и посвященная роли символа в самоорганизации сообщества. Семиотические проблемы рассматриваются на примере одного из сообществ (тусовок) молодежной субкультуры (материалы получены методами включенного наблюдения и глубинных интервью в 1986 - 89 гг.). Символика рассматривается с позиций социальной прагматики. Отрывок из вводной части, опубликованной на сайте
"Молодежные субкультуры и движения Санкт-Петербурга"
"...Носители традиции определяют ее возраст примерно в два десятка лет: двадцатилетие торжественно праздновалось 1 июня 1987 г. Эта точка отсчета, конечно, мифологическая (считается, что 1 июня 1967 г. первые хиппи вышли в Москве на Пушкинской площади на улицу и призвали отказаться от насилия). “Они,_ ррассказывает один из моих знакомых олдовых хиппи, — вышли и сказали: „Вот мы — представители этого движения, это будет система ценностей и система людей"”. Тогда возникло слово “Система”. Не случайно выбрана и дата — День защиты детей: “Было, — продолжал тот же олдовый, — сказано: „Живите как дети, в мире, спокойствии, не гонитесь за призрачными ценностями...". Просто приход был человечеству дан, чтобы могли остановиться и задуматься, куда мы 'идем...”. “Живите как дети”_ это суть Системного мировосприятия, и многое в ее символике связано с образами детства. Другой Системный теоретик, Боб-Художник, говорил, что Система строит “культуру на фундаменте детскости”.
:
Трасса: культ дороги в молодежной культуре
(отрывок из статьи "Молодежные сообщества//Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003).
: "...Возле моего рабочего стола на галерее Зала Австралии в Кунсткамере сидел босой человек и пах дымом. Говорит, ночевал в лесу у костра. А до этого, рассказывает, был в Москве: «Там появились такие – ушельцы… Ну, есть пришельцы: может, слышали – прилетают в тарелках? А эти ушельцы…» Того человека я больше не видела. На запястьях и щиколотках у него были хипповские феньки из цветного бисера и ниточек шерсти, а прозвище – Владимерзкий – выдавало его панковские симпатии".
Антропология молодежного активизма
// Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. СПб.: "Норма", 1999.
"...Принадлежность к тому или иному молодежному сообществу во многих случаях переживается их членами как приобретение новой телесной формы, модификация собственного тела в соответствии с нормой (эстетической, физической) сообщества. В жизни многих молодежных объединений заметную роль играют разного рода формирующие практики: накачивание мышц (любера 1980-х, скинхэды и прочие качки) и занятия силовыми единоборствами (те же плюс неоязычники, разного рода военно-исторические клубы); обнажение (нудисты), похудание и голодание (экстрасенсы и адепты восточных единоборств), демонстрация сексуальной ориентации (лесбиянки, геи). Тело как будто заново создается: конструируется, лепится, обретая не только социальное, но и новое физическое бытие". ______________________________________________________________________--


Вторая (программная) из серии статей по АНТРОПОЛОГИИ ПРОФЕССИЙ
Вышла еще статья об экспедиционных традициях Экспедиционные традиции: к топографии "поля"
// в неформальном дискурсе полевых исследователей (этнографов, археологов, антропологов)//Проблемы исторического регионоведения. Сб.науч.ст./отв.ред. Ю.В. Кривошеев. СПб: Изд-во СПбГУ, 2005. С.76 – 100.
__________________________
В материалах Первого Всероссийского конгресса фольклористов, т.2, опубликована еще одна моя статья по сравнительной этнографии профессий: Фольклор профессиональных сообществ: приметы
//Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. Том 2. – М., Государственный республиканский центр русского фольклора, 2006. С.405 – 427.


Вышла книга "Антропология профессий". там опубликована моя статья: Щепанская Т.Б. Конструкции гендера в неформальном дискурсе профессий
// Антропология профессий / Под ред. Романова П.В., Ярской-Смирновой Е.Р. Саратов: Научная книга, Центр социальной политики и гендерных исследований, 2005. С.50 – 100.
__________________
Еще статья из серии "профессии" и "автоэтнография" (этнография "поля")Мужские персонажи в экспедиционном фольклоре
//Гендерные исследования в контексте социологического образования. СПб.: Издательство «Скифия», 2005. С. 195 – 205.
____________________________________________
статья по АНТРОПОЛОГИИ ПРОФЕССИЙ - на этот раз об отношении профессионала и объекта его деятельности (точнее, о конструировании объекта): Т.Б. Щепанская. Антропология профессий//Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Т.VI. №1 (21). С.139 – 161.
_____________

Прагматика некросимволизма (по материалам сравнительно-антропологического исследования профессиональных традиций)// Компаративистика: Альманах сравнительных социогуманитарных исследований/ Под ред. Л.А. Вербицкой, В.В. Васильковой, В.В. Козловского, Н.Г. Скворцова. СПб., 2002. С.134 – 151.
_________________
Автоэтнография: первая статья из нового цикла - выложена здесь: "ПОЛЕВИК"
_:Т.Б. Щепанская. Полевик: фигура и деятельность этнографа в экспедиционном фольклоре (опыты автоэтнографии)//Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Т.VI. №2. С.165 – 179.
____________

Об авторе(Т.Б.Щепанская)
На главную
Напишите мне

Сайт управляется системой uCoz