МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Согласовано                                                                                                                     Утверждаю

Декан филологического                                                                                                Директор Смольного

факультета профессор                                                                                                   института доцент

С.И.Богданов                                                                                                                    В.М.Монахов

 

 

Принята на заседании Ученого совета Смольного института свободных искусств

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
“МОЛОДЕЖНЫЕ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ: СЕМИОТИКА И СТИЛИ”

 

 

Составитель – к.и.н. Т.Б. Щепанская

ethnic@inbox.ru

часы для консультаций: пятница, 11-30 – 13-00

 

 

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования и на основе примерной программы дисциплины "_______________________________", одобренной Президиумом Научно-методического совета по _______________и утвержденной начальником Управления образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Г.К.Шестаковым 07.07.2000 г. для направления 522800 - Искусства и гуманитарные науки

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2004

 

 

 

 

 

 

 

               

Цель курса изучение социокультурной дифференциации молодежи в условиях современного города, ознакомление с историей и методами ее изучения. На материале конкретных (полевых этнографических, социально-антропологических) исследований молодежных сообществ рассматривается соотношение процессов дифференциации и унификации жизненных стилей в контексте развития глобальной системы коммуникаций.

В рамках курса студенты приобретают навыки исследования феноменов молодежной культуры с точки зрения семиотического и соционормативного подходов, знакомятся с результами и методиками полевых исследований молодежных сообществ и субкультур.

На конкретном материале (полевые исследования, демонстрация видеоматериалов) предпринимается семиотический анализ репертуара молодежных субкультур (символики, текстов и практик хиппи, панков, ролевиков, индеанистов, футбольных фанатов, скинхедов); сравнительный анализ соционормативных систем ряда молодежных субкультур с акцентом на регламентации  насилия, сексуальности, миграций, наркотизма и др. форм поведения. Рассматриваются  гендерные аспекты молодежных субкультур, а также семиотические аспекты и социальная регламентация телесности, пространственного и потребительского поведения молодежи.

Важное значение придается соотношению локальных (сообщество), национальных (Россия) и транснациональных процессов в формировании и функционировании молодежных культур. Проводится  критический анализ понятий «субкультуры», «жизненного стиля», «сцены» и др. с точки зрения их возможностей применительно к исследованию молодежных культур и их трансформаций в контекесте развития глобальных коммуникаций.

Курс  дает знания как фактологического, так и методологического плана, необходимые для  ведения самостоятельных полевых  исследований молодежных субкультур.  Ознакомление с особенностями символики, стилей, норм поведения, коммуникативных стратегий, характерных для разных (нередко замкнутых) молодежных сообществ  позволяет представить процессы социокультурной дифференциации современной российской  молодежи в контексте процессов глобализации. Подобные знания полезны в профессиональном плане не только исследователям – антропологам, этнографам и социологам, но и практикам – политикам и журналистам,  бизнесменам,  представителям творческой интеллигенции.

 

        

Читается во втором (весеннем)  семестре  учебного года.

Общая трудоемкость – 40 часов (2 кредита).

Всего аудиторных часов – 32

 

Критерии оценки:

Работа в аудитории (презентации литературы по теме, участие в дискуссиях, сообщения о своей полевой работе) – 25%

Представление в письменном виде (можно на дискете) эссе или материалов полевого исследования (оцениваются содержание  и  правильность оформления) – 50%

Финальная аттестация: защита своего эссе или полевого проекта – 25%

Посещение занятий (не более трех пропусков без оправдательных документов) считается условием успешного освоения курса

 

 

 

Содержание занятий

Февраль 2005 г.

18 февраля 2005 г.: темы 1 – 2.

Тема 1. Теории социокультурной дифференциации

Место молодежных субкультур в индустриальном и постиндустриальном обществе. История изучения молодежных субкультур в мировой и отечественной социальной науке. Изучение субкультур в терминах социального протеста, конфликта поколений, культурной трансформации, альтернативных жизненных стилей, потребительских моделей, подсистем культуры, элементов складывающейся глобальной культуры. Периодические издания (например, Subculture reader). Молодежные субкультуры как проявление социокультурной дифференциации современного общества. Основные концепции социокультурной дифференциации: теории  социальной стратификации, жизненных стилей, социокультурной среды (милье) – в применении к исследованию молодежи. Понятийный аппарат изучения молодежных культур: понятия контр-культуры, субкультуры, молодежной культуры. Тенденция переопределения социологических понятий в контексте развития процессов глобализации (Martin Albrow,  John Eade, Jörg Dürrschmidt and Neil Washbourne). Трансформация понятий субкультуры, среды (милье), сообщества.

 

Литература

Тема 2. Семиотический подход к исследованию культуры

Определение культуры как знаковой системы (возможности его использования и ограничения). Соотношение понятий (суб)культуры и (со)общества. Культура как совокупность культурных кодов, функционирующих в конкретном социальном контексте. Предметный, телесный, пространственно-временной, вербальный и другие коды. Особенности их фиксации и анализа. Символическое конструирование молодежных сообществ: семиотическая модель социализации, конфликта, лидерства с позиции деятеля и внешнего наблюдателя. Семантический и прагматический аспекты. "Этический" и "эмический"  подходы в  исследовании культур. Моделирование  субкультуры: матрица описания. Методы и программы полевого исследования.

Литература

Тема 16. Методика полевых исследований молодежной субкультуры

25 февраля 2005 г.

 

(практическое занятие). Темы для обсуждения: антропология города и этнографические исследования как ее база. Соотношение методов полевого исследования: наблюдения (в том ч. включенного), глубинного интервью, метода фокус-группы, анализа документов и устных текстов. Специфика этнографического исследования в городе. Проблема анонимности и авторства при записи нарративного материала: групповая дискуссия. Специфика включенного наблюдения в молодежных (в том числе контркультурных) сообществах. Способы  установления контакта, вхождения в среду, сохранения и обозначения дистанции. Этические проблемы включенного наблюдения (групповая дискуссия).  Проблема интерпретации результатов наблюдений. Фиксация внутригрупповых интерпретаций в ходе наблюдения и с помощью специально фокусированного интервью. Множественность интерпретаций. Необходимость учета контекста: ситуации, социального статуса интерпретатора, позиции интервьюера (или другого адресата даваемых объяснений).  Первичный анализ и систематизация сведений, собранных в ходе полевого исследования (по А. Страуссу).

Литература

 

Дополнительно:

 

Практическое занятие: составление программы полевого исследования

Практическое задание по составлению программы полевого исследования на основе предложенной модели. Ее критический анализ.

Март 2005 г.

Тема 3. Молодежные субкультуры в России: исторический очерк

4 марта 2005 г.

 

Краткий исторический очерк развития молодежных субкультур в мире и в России, в частности.  Движение хиппи, сексуальная и психоделическая революции 1960-х. Антивоенное движение. Панк: контркультура, коммерческий лэйбл, альтернативная экономическая стратегия в музыкальном бизнесе, движение нью-эйдж. Киберпанк. Футбольные фанаты. Скинхеды. Тяжелый металл и движение "металлистов". Рэп. Рэйв. Движение ролевых игр. Этноисторическая реконструкция (индеанисты, неоязычники). Демонстрация видеоматериалов. Групповая дискуссия: предлагается обсудить известные слушателям молодежные культуры, степень знакомства с ними,  наиболее интересные и значимые аспекты их исследования. Основания классификации молодежных культур: социальная активность; гендерные траектории (молодежные культуры рассматриваются в аспекте гендерной социализации); консолидирующие символы.

Литература

·         Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга"/Отв.ред. В.В. Костюшев. СПб.: "Норма", 1999

Практическое задание: репрезентация молодежных движений в Интернете

Задание для самостоятельного поиска: подготовка сообщения о репрезентации в сети Интернет одного из молодежных движений (по выбору).

Тема 4.  Проблематизация идентичности: игра и реконструкция

11 марта

Обсуждение проблемы «Субкультура и идентичность» (по материалам выполненного задания: репрезентация молодежных движений в Интернете).

Аспекты коллективной идентичности в субкультурных средах. Принадлежность к сообществу и восприятие субкультуры. Репрезентации идентичности. Смена имени, символические аспекты внешности и поведения.

Литература

·         Брейк, М. Понимая подростков (перевод отрывков из: Brake M. Comparative Youth Culture. The Sociology of Youth Culture and Youth Subculture in America, Britain and Canada. London: Routledge & Kegan Paul, 1985. Перевод с английского)// Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. Серия “Специализированные курсы в социологическом образовании”. Москва: Институт социологии РАН, 2000.

Дополнительно:

·         Тэйлор. В. и Уиттьер, Н. Коллективная идентичность в группах общественных движений: лесбийская феминистская мобилизация//Введение в гендерные исследования. Часть II. Хрестоматия. /Под ред. С. В. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Изд-во «Алетейя», 2001. С.963 – 991

·         Sökefeld, Martin. Debating Self, Identity, and Culture in Anthropology//Current Anthropology. Vol.40, No.4. August-October 1999. Pp. 417 – 447.

Занятие 5. Case study: Движение ролевых игр

18 марта

Движение  ролевых игр: проблематизация идентичности  (cs: ролевики. Демонстрация видеоматериалов).

История ролевого движения на Западе и в России. Толкиенисты и другие направления ролевого движения. Локальные сообщества и транснациональные сети ролевиков. Коммуникации: полигонные (полевые), настольные (кабинетные) и компьютерные игры. Полигонные игры: их роль в самоорганизации сообществ. Символика и атрибутика: оружие,  путь, пир, мертвятник. Гендерные роли. Ролевая игра и стратегии предбрачного поведения. Фольклор. Влияние хип-культуры.  Иерархия ролевого движения: мастера, игроки, наблюдатели (тусовщики). Мастерятник и его мифология. Игровой  статус и статус в ролевом сообществе. Положение в иерархии, гендерный символизм и брачный статус. Игра как средство конструирования  социальных ролей, властных и гендерных отношений.  

Литература

·         Куприянов Б.В., Подобин А.Е. Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003

 

Тема 6. Субкультура и сообщество: тусовка, сцена, клан, команда, клуб, крю

25 марта

Субкультура и сообщество: соотношение понятий. Социальные и знаковые аспекты изучения субкультур. Социальные формы, характерные для молодежной среды: тусовка, сцена, фан-клуб. Тусовка: трансформации значений термина. Сцена в панк-культуре. Фан-клуб (элементы организации и тусовки). Крю (crew) – социальная организация силовых сообществ (на примере футбольных фанатов и бритоголовых). Тусовка как символическое (воображаемое) сообщество: ее структура, способы самоопределения, терминология. Сознание общности через символическую идентификацию. Консолидирующие символы, их разновидности (музыка, спорт, исследовательская активность, ролевая игра, место собраний и т.д.). Разновидности тусовок. Безличность общения, невербализованность структуры. Проблема иерархии и ее презентации. Внутритусовочные роли. Театрализация и ритуализация  взаимодействий. Ритуально-символические механизмы социальной регуляции. Семиотическая модель социальных взаимодействий и процессов (разграничения, социализации, идентификации, управления).

Литература

 

Апрель 2005 г.

Тема 7. Символическое конструирование сообщества

1 апреля

Символическое конструирование сообщества. Культурное конструирование социальных  отношений (А.П. Коэн). Case Study: Система. Полевое исследование Системы (социокультурной среды, объединявшей хиппи, панков, последователей ряда направлений рок-культуры) конца 1980-х.  Демонстрация видеоматериалов. Анализ на примере  Системы социальных функций групповой символики: разграничение, поддержание иерархии, социальное управление, социальное воспроизводство (трансляция традиции). Роль групповой символики в трансляции норм. Семиотический анализ процессов внутригрупповой социализации. Сценарии вхождения в Систему. Ритуалы "посвящения" в субкультуре хиппи: передача групповой символики; освоение  текстов; обучение интерпретациям. Структуры обучения. Патерналистские отношения. Матрица "семьи" в субкультурных средах ("ритуалы "усыновления" и "братания"). Ритуалы трассы (аналог – выезда у футбольных фанатов).  Символика и социальная структура. Считывание групповых норм. Ритуалы с феньками: установление и символическая фиксация межличностных связей. Символика и управление.  Интерпретация как передача программ. Лидерство в Системе: связанные с ним ритуалы и мифология. Поверья об "энергии символа" и трансляция способов управления. Трансформация  Системы, трансляция ее традиций. Современная Система.

Литература

 

Дополнительно:

 

Практическое занятие: прагматический анализ ритуала

Прагматический анализ ритуала на примере (по выбору):

n       обмен символическими подарками в молодежной среде;

n       ритуалы студенческой сессии

n       молодежные магические практики (гадание, любовная, защитная и вредоносная магия)

 

Занятие 8. Глобализация молодежных культур. Движения  этноисторической реконструкции

8 апреля

 

Транснациональные сети как основа формирования субкультур (или глобальных культур?).  Делокализация знаковых систем. Пример: глобальное распространение этнической символики. Этническая символика в контексте международного туризма, транснациональных корпораций и субкультур, основанных на глобальных сетях (M.I. Niman).  Фестивали этномузыки, "Rainbow", "Этнолайф". Появление движений и субкультур этноисторической реконструкции: этническая символика – транснациональные сети. Стратегии номадизма.

Движения этноисторической реконструкции:  проблематизация этничности (cs: индеанисты). Демонстрация видео: обсуждение символики индеанистской среды, характерных для нее форм взаимодействий, ритуально-магических практик. Исторический очерк индеанистского движения на Западе и в России. Современная структура индеанистских сообществ. Фестивали пау-вау, колонии. Коллективные и индивидуальные ритуалы. Символика и атрибутика. Дискуссия: феномен этнической  реконструкции – ролевая игра, ритуал, община, расширенная семья, межсемейное объединение? Общинные отношения: реконструкция или имитация?  Место религиозного сознания и культовых практик в самоорганизации реконструкторских объединений.

Идеология "возвращения к природе" как элементы субкультур хиппи, панков, индеанистов, неоязычников, растаманов, ролевиков.  Экологические движения в котексте формирования глобальной идеологии. Экологическое мышление и идеология "устойчивого развития".  Экологические ценности в неоязычестве:  культ земли и рода. Исторический очерк развития неоязычества в России. Связи с европейскими неоязыческими движениями. Неоязычество в контексте движений new age ("новой эры"): общественное движение, система представлений, культ,  ремесло, форма проведения досуга. Экономика неоязыческих объединений. Коммерциализация неоязычества. Проблема воинских культов в неоязычестве:  националистические идеи и их соотношение с экологическим сознанием эпохи глобализации. Демонстрация видеоматериалов о неоязычниках.

 

 

 

Литература

 

Практическое занятие:

Поиск материалов о неоязычестве и движениях этнической реконструкции в Интернете: подготовка к анализу репрезентаций неоязычества.

Тема 9 -- 10. Символика пространства и практики номадизма

15 апреля

Пространство молодежной культуры: символика и ритуалы трассы, культ дороги; символика подземелья, подполья  (underground), нежилого, промежуточного, виртуального пространства.

Тема для обсуждения: Эскапизм или номадизм? Стратегии номадизма как форма существования в транснациональном контексте (M.I. Niman).

Литература

Молодежные культуры в системе электронных коммуникаций

Электронные системы коммуникации, виртуальные сети, их роль в самоорганизации молодежных сообществ и формировании субкультур (их знаковых систем, репертуара текстов, нормативного комплекса). Субкультуры хакеров и хиппи: преемственность и трансформация знаковых систем. Глобальные социальные сети. Пример: анархисты, панки, экологические движения.

Литература

 

Тема 11. Тело и телесность в молодежной культуре

22 апреля

Концепция социального формирования тела. Социальное конструирование телесности. Телесность как объект социального контроля (М. Фуко). Регламентация телесности: насилие, безумие, смерть, сексуальность как элементы символического кода. Разделение  молодежных субкультур: стратегии тела (гипер- и гипотелесность).  Гипермаскулинное тело: скинхеды, футбольные фанаты, "качки", неоязычники. Гипотелесность: случай хиппи (символический "выход" из тела, скрывающая тело одежда, стиль "унисекс", отказ от насилия). Символическое акцентирование  тела и практики насилия: культ силы (скинхеды, фанаты), воинские культы (неоязычники). Промежуточные стратегии панков. Насилие как средство самоидентификации, инициации, определения и поддержания статуса, подкрепления групповых норм. Насилие как форма коммуникации (актуализации телесного кода): символика насилия как “познания”, средства установления границ, связей, иерархии. Пищевые стратегии: "естественная пища", вегетарианство и др.

Литература

 

 

Тема 12. Субкультурное конструирование и репрезентации гендера

29 апреля

Конструирование и репрезентация гендера (cs: ролевики, индеанисты, скинхэды, футбольные фанаты). Молодежные сообщества и проблематика гендерной социализации. Многолинейность гендерной социализации в молодежной культуре. От символической бесполости к конструированию гендерной роли. Гендерные роли и стереотипы в разных молодежных сообществах (на примере хип-культуры, индеанистов, ролевиков, футбольных фанатов и скинхедов).  Вариации мужских ролей: гипермаскулинность и феминность. Молодежная культура и конструирование маскулинности (концепция Х. Пилкингтон). Мужская структура сообществ: мужское лидерство, женщины как ресурс. Женское лидерство в контексте субкультурных норм: "отклонение". Брачные игры, ухаживание, мифология "свободной любви" и "перемены пола". Аскетизм и символические ограничения сексуальности в молодежных сообществах.

Проблема девиаций в молодежной среде: мифология тела и моральная паника. Обсуждение проблемы соотношения мифологии молодежной среды и стереотипов масс-медиа в конструировании проблемы девиантности. Проблемы агрессивности, экстремизма, наркотизма, сексуальных отклонений в СМИ. Молодежная культура: практики и мифологии телесности, символическая репрезентация и социальная регуляция регуляция агрессивности, сексуальности, наркотизма, психических проявлений. Движение за легализацию легких наркотиков. Мифология наркотизма. Культ безумия. Мифология и проявления силы.

Практическое занятие:

Составление программы полевых исследований по теме "Гендерные отношения  в контексте молодежной культуры: формы репрезентации и социальной регуляции"

 

Литература

 

Дополнительно:

 

Май 2005 г.

Тема 13. Семиотика предметной среды

6 мая

 

Символические аспекты предметной среды: жилища, одежды, пищи – в разных молодежных субкультурах. Предметы как средства самоидентификации. Ритуальные функции предметов: трофеи, дары, талисманы, магические средства.

Литература

 

Тема 14. Стратегии потребления и молодежные субкультуры

13 мая

Потребительские стратегии и неформальная экономика в молодежной культуре (H.Pilkington, D.Gaines, J.Desmond, P.McDonagh, S.O'Donohoe).  Символика  и мифология безденежья; их реализация в повседневных  практиках. Формы взаимопомощи, попрошайничество (аск), культура автостопа и вписки (бесплатного предоставления временного жилья). Сквоттеры.  DIY-движение: автономное культурное производство – небольшие студии звукозаписи, музыкальные журналы-"зины"  (О. Аксютина, исследование панк-культуры). Привлечение ресурсов извне своей среды. Организация  досуга, развлечений, туризма (этномузыка, ролевая игра, изготовление сувениров) как формы самообеспечения. Элементы общинных механизмов распределения. Коммуны хиппи, общины и квазиобщинные структуры индеанистов. 

Литература

 

Практическое занятие:

Задание к следующему занятию:  найти примеры (в Интернете или проведя полевое исследование) устных рассказов (баек, телег), афористических высказываний, примет, самодеятельной авторской песни, иронической поэзии и т.п. жанрово оформленных текстов, имеющих хождение в молодежной среде.

Тема 15. Субкультурный дискурс: анализ жанровых форм

20 мая

Молодежные дискурсы. Изучение сленга и фольклора молодежи в отечественной традиции (С.Ю. Неклюдов, А.Ф. Белоусов, Т.Б. Щепанская). Сленг: функции, источники, лексические группы. Сленг как маркированная речь. Способы маркирования высказываний (лексические, морфологические). Соционимия и антропонимия в сленге: возможности реконструкции социальной структуры и способов ее обозначения. Фольклор молодежных сообществ: границы применимости понятия. Вербальные стереотипы как формы фиксации типичных коммуникативных ситуаций. Возможности реконструкции типов социальных взаимодействий на основе анализа речевых стереотипов. Жанровые формы молодежного дискурса: мистические, смеховые, лирические, философские жанры. Нарративные формы: "телега" и и ее социально-регулятивные функции. Паремии.

Практическое занятие :  опыт анализа  текстов молодежных сообществ

 

Литература

 

 

 

Примерные темы для эссе или полевых исследований

1. Понятие субкультуры: определения, история, область применения.

2.        Соотношение понятий субкультуры, контркультуры, жизненного стиля, социокультурной среды.

3.        Влияние процессов глобализации на трансформацию социологических понятий.

2.        Молодежные субкультуры в России и общемировом контексте.

3.        Молодежные движения и субкультуры в контексте процессов глобализации

4.        Семиотический подход к изучению субкультур: область применения.

5.        Микросоциология молодежных сообществ и их самоопределение (тусовка, сцена, фан-клуб, команда-крю).

6.        Символическое конструирование молодежных сообществ.

7.        Ритуализация взаимодействий: ритуальные схемы социализации, конфликта, лидерства

8.        Культурные коды молодежной субкультуры: вербальный, предметный, пространственный, временной, телесный.

9.        Телесность как объект культурной регламентации в молодежных средах. Символика тела и конструирование социальных девиаций.

10.     Регламентация насилия в нормативном комплексе молодежной субкультуры.

11.     Регламентация сексуальности и траектории гендерной социализации

12.     Предметный мир молодежной культуры: символика и потребительские стратегии.

13.     Дискурс молодежных сообществ: стереотипизация устной речи.

14.     Движения этнической реконструкции в контексте формирования глобальной культуры

15.     Экологические идеи и практики в молодежной культуре и формирование "планетарного сознания".

16.     Методика и специфика организации полевого исследования молодежной культуры.

 

Литература

Обязательная для анализа в классе

 

 

Дополнительная

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz