МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Согласовано                                                                                                                     Утверждаю

Декан филологического                                                                                                Директор Смольного

факультета профессор                                                                                                   института доцент

С.И.Богданов                                                                                                                    В.М.Монахов

 

 

Принята на заседании Ученого совета Смольного института свободных искусств

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
“ПРАКТИКУМ ПО  СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ”

 

Составитель – к.и.н. Т.Б. Щепанская

 

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования и на основе примерной программы дисциплины "_______________________________", одобренной Президиумом Научно-методического совета по _______________и утвержденной начальником Управления образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Г.К.Шестаковым 07.07.2000 г. для направления 522800 - Искусства и гуманитарные науки

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2005

 

 

 

 

 

 

 

 

В рамках курса студенты НА ПРАКТИКЕ (в процессе полевого исследования, выполняемого под руководством преподавателя) осваивают методы качественного исследования (глубинное интервью,  фокус-группы, биографический метод, устная история, включенное, участвующее и прямое наблюдение и др.), применяемые  в социологии и социальной антропологии. Им предоставляется возможность пройти полный цикл составления проекта, подготовки, проведения полевого исследования и первичного анализа его результатов. Руководитель во время занятий знакомит студентов с  особенностями применения основных методов  качественного исследования в социологии  социальной антропологии, характерными трудностями, возникающими проблемами и способами их решения. Основное внимание уделяется отработке в поле методик  этнографического исследования. Курс будет полезен студентам, начинающим обучение (1–2 курс), для первичного ознакомления с методикой и практикой полевых исследований. Более продвинутые студенты (3 – 4 курсы) могут воспользоваться им для проведения самостоятельных полевых исследований, в процессе подготовки курсовых или дипломных работ.

 

Читается в первом (осеннем) семестре  учебного года.

Общая трудоемкость – 40 часов (2 кредита).

Всего аудиторных часов – 32

 

Критерии оценки:

1.      Работа в аудитории (сообщения о своей полевой работе, доклады по литературе, участие в дискуссиях) – 25%

2.      промежуточная аттестация: представление проекта полевого исследования (в письменном виде плюс устная защита) – 25%

3.      Представление в письменном виде (можно на дискете)  материалов полевого исследования (оцениваются содержание  и  правильность оформления) – 30%

4.      Экзамен: описание и обоснование избранных методов полевого исследования (описание практики использования методов сбора материала во время проведения полевых исследований; нужно обосновать использованные методы, проанализировать результаты и ограничения на их использование – по материалам собственного проекта) – 20%

Посещение занятий (не более трех пропусков без оправдательных документов) считается условием успешного освоения курса

Содержание курса

(каждая тема включает  презентацию метода полевых исследований и практическое занятие). Обязательная литература отмечена звездочкой (*).  По желанию студенты могут делать сообщения и инициировать дискуссии по отдельным проблемам полевых исследований (методики или собственной практики). Дополнительная литература предназначена для самостоятельных занятий, докладов и написания курсовых работ.

 

 

 

9 сентября

1.       Система методов сбора данных в социальных науках

Система методов сбора данных в социальных науках. Понятие о количественных и качественных методах. Определения качественных методов: "мусорная куча",  "grounded theory" (А. Стросс), "интерпретативный подход" (К. Гирц). Поведение и субъективные смыслы. Антропологический метод: вклад в его формирование гуманитарных (анализ текста, семиотический подход), социальных и естественных наук. Соотношение методов социологии и социальной антропологии в научной  традиции.

 

Литература

Дополнительно:

 

16 сентября

2.       Полевые методы

Полевое исследование: его роль, виды, этапы. Подготовка, проведение, обработка и презентация результатов полевого исследованияДистанцирование от объекта в исследовательской коммуникации. Этика полевых исследований. Гендерные аспекты полевой работы.

Составление проекта полевого исследования по теме «антропология города» (конкретно: «Антропология профессий»).  Проект исследования по визуальной антропологии.

Литература

·        Семенова В.В. Качественные методы в социологии //Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. В сотрудничестве с В.В. Семеновой. М.: Добросвет, 2001. С.387 – 450. С.413 – 420.

·        Burgess, R.G. In the Field. An Introduction to Field Research. L., NY: Routledge, 1990. P.52 – 77.

Дополнительно:

·        Russell Bernard. H. Research Methods in Anthropology. Qualitative and Quantitative Approaches. New Delhy, Altamira Press, 1996.

 

 

 

 

 

 

23 сентября

3.       Наблюдение

Прямое, включенное и участвующее наблюдение. Структурированное и неструктурированное наблюдение. Подготовка наблюдения: программы, средства ведения наблюдений и фиксации результатов. Организация включенного наблюдения: методические и этические проблемы. Бихевиористский подход: фиксация поведенческих актов.  Описание поведенческого акта:  действие, его субъект, объект, условия (пространственно-временные, предметные и проч.). Ситуация действия: начальная (в том числе стимулы к действию) и конечная (результаты). Семиотический подход: фиксация знаковых объектов (предметов, действий, локусов и проч.).  Маркирование (разметка) пространства, структурирование времени. Расположение и функции  предметов. Самопрезентация участников: их  внешний облик, взаимное расположение, сценарии поведения, вербальные тексты.

Литература

·        Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. В сотрудничестве с В.В. Семеновой. М.: Добросвет, 2001. С.194 – 210

Дополнительно:

 

·        *Burgess, R.G. In the Field. An Introduction to Field Research. L., NY: Routledge, 1990. P. 78 – 101

 

30 сентября

4.       Наблюдение: фиксация результатов. Фотография и рисунок в антропологии

Способы фиксации результатов наблюдения. Фото- и видеофиксация. Принципы этнографической фотографии. Выбор объектов фиксации. Выбор точек съемки. Понятие об этнографическом рисунке. Фиксация структурных особенностей и значимых деталей, их названий. Фиксация размеров и значимых соотношений между объектами. Стимулирование вербальных комментариев и объяснений по поводу  фиксируемых  ситуаций, действий, объектов. Полевые дневники. Записи во время наблюдений, в конце дня, по результатам цикла наблюдений.  Порядок ведения и обработки полевых дневников. Соотношение наблюдений и эксперимента. Наблюдение и интервью: координация их программ и сопоставление результатов.

·        Хеллевик, Оттар. Социологический метод. М.: Изд-во "Весь мир", 2002. С.83 – 86.

7 октября

5.       Аудио-визуальная антропология.

Аудиофиксация: особенности организации, правила расшифровки, составления транскрипта по аудиозаписи. Фотографическая фиксация полевого материала,  оформление и хранение фотодокументов. Специфика их анализа. Видеодокументы и результаты  наблюдения: сходство и различия. Видеодокумент как текст, отражающей способы моделирования ситуаций. Анализ видеотекста: значимые ситуации, сценарии, знаковые объекты (локусы, действия, предметы, облик, жесты, телесные  отправления участников). Практическое занятие. Демонстрация примеров: домашнее видео, съемки ритуалов самими участниками и наблюдателем-этнографом.  Описание видеодокумента.

 

·        Хайдер К. Этнографическое кино. М., 2000. С. 2 – 3; 62 – 129.

 

 

 

 

14 октября

6.       Интервью

Интервью в социологии и этнографии. Респондент или информант?  Определение круга информантов.  Информант как эксперт в области собственного опыта. Проблема "молчащих" групп. Гендерные аспекты выбора информантов. Виды интервью. Формализованное, полу- и неформализованное интервью. Анкетирование, опрос, тестирование, фокусированное, биографическое,  глубинное интервью (соотношение терминов). Глубинное интервью: выявление контекста.  Два подхода к интервьюированию: "реалисты" (ориентация на "объективные" факты) и "номиналисты" (ориентация на выявление форм дискурса).

Литература

·        *Burgess, R.G. In the Field. An Introduction to Field Research. L., NY: Routledge, 1990. P.101 – 122.

Дополнительно:

 

·        Stewart, Charles J., Cash, W.B. Interviewing: Princeples and Practices.  1974.

·        The Ethnographic Interview. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1979.

 

21  октября

7.       Фокусированное интервью

Понятие и области применения фокусированного интервью. Выявление стимульной ситуации, разнообразия реакций и связей между  элементами ситуациями и реакциями. Критерии полноты, глубины, специфичности и личностного контекста при оценки продуктивности  интервью. Требования к вопросам: ненаправленность  (избегание структурирования стимульной ситуации интервьюером), избегания ограничений ответов и навязывания тем.  Ретроспекция (наглядные и вербальные стимулы припоминания). Переходы по инициативе интевьюируемого. Мутационные переходы. Личностный контекст: идиосинкратический и ролевой.  Общие суждения и  рассказы о случаях. Идентификация и проекция, сопоставимые ситуации и фокусировка на чувствах.

Обязательная литература:

·        Квале, С. Исследовательское интервью. Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2003. С.28 – 45, 127 – 137, 154 – 159.

·        Р.Мертон, М.Фиске, П.Кендалл. ФОКУСИРОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ. Перевод с английского к.э.н.Т.Н.Федоровской. Под редакцией к.э.н. С.А.Белановского. Москва 1991. (The Fokused  interview.  A  Manual  of Problems and Procedures by Robert K.Merton,  Marjorie Fiske,  Patricia L.Kendall.  The  Free Press, Glencoe, Illinois). C. 1 – 22.

28 октября

8.       Биографический метод

Биографический метод в социальной и гуманитарной традиции. Истоки и применения биографического метода. Обнаружение временной координаты событий. История жизни, устная история, история случая. Устные и письменные  биографии. Методики стимуляции, сбора и обработки. Примеры использования биографического метода в конкретных исследованиях.

Литература

·        Девятко И.Ф. Биографический метод//Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие. М.: Книжный дом «Университет», 2002. С.63 – 82.  

Дополнительно:

·        Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социологические исследования. 1989. № 1.

·        Козлова Н. Н. Крестьянский сын: Опыт биографического исследования // Социологические исследования. 1994. № 6. С. 112—123.

·        Оболенская С. В. “История повседневности” в историографии ФРГ // Одиссей. Человек в истории. М., 1990. С. 182—197.

·        Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ : Мат-лы международного семинара. Санкт-Петербург. 14-17.11.96 г./ Под ред. В.Воронкова и Е.Здравомысловой. СПб.: ЦНСИ, 1997.

4 ноября

Промежуточная аттестация: представление и обсуждение  проекта полевого исследования.

 

 

11 ноября

9.       Групповое интервью

Фокус-группы в маркетиноговых и антропологических исследованиях. Оптимальный размеры и состав группы. Требование гомогенности. Подготовка места: пространственные модели ("круглый стол" – предпочтительная  и "классная комната" – избегаемая модель). Распределение ролей между интервьюером и  другими участниками. Интервьюируемый: "свидетель собственного опыта", а не "подопытный", "судья" или "технический консультант". "Эффект лидера" и его преодоление. Стимулирующий (расширение охвата, активизация памяти, снятие напряженности) и сдерживающий (прерывания,  сдерживание участников, монополизирующих общение) эффекты группы.

 

Обязательная

 

·        Е. Дмитриева. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998. Гл.2 (с. 42 – 74).

Дополнительная

·        Войнова В.Д., Чернакова Н.Е. Групповой опрос //Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1. М.: Наука, 1990. С.150 – 161.

 

 

 

18 ноября

10.   Документальные источники. Анализ текста

Виды документальных источников. Оценка достоверности документов. Методы анализа текстовой информации.

Вербальные стереотипы: их выявление через интервью. Стереотипизация на уровне: сценария, ситуативной модели (мотива), лексики. Устойчивые жанровые формы  и их проявления в интервью (мифологические и бытовые рассказы, анекдоты, паремии). Интервью и "фольклорные" тексты. Понятие об анализе вербального текста. Дискурс-анализ, нарративный анализ, контент-анализ. Уровни анализа текста. Семантический и прагматический анализ (ситуации, цели  и предполагаемые результаты актуализации текста, авторы и исполнители, аудитория/адресаты).  Контекст. Жанр. Сюжет. Мотивы. Формулы. Лексика (диалектизмы, арготизмы, метафоры). Анализ документов. Типы документов: видео-, аудио-, вербальные тексты. Мультимедиа-объекты. Артефакты.

 

 

            Литература

·        Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. В сотрудничестве с В.В. Семеновой. М.: Добросвет, 2001. С.210 – 228.

·        Burgess, R.G. In the Field. An Introduction to Field Research. L., NY: Routledge, 1990. P. 123 – 142.

Дополнительно:

·        Тернер Р. Сравнительный контент-анализ биографий // Вопросы социологии. 1992. Т. 1.№ 1.

·        Ярская-Смирнова Е.Р. Нарративный анализ в социологии // Социологический  журнал. 1997. N 3.

 

 

25 ноября

11.   Экспедиция как форма познания и научная практика

Фигура исследователя в контексте поля. Организация научной экспедиции. Экспедиция как система порождения научного дискурса: ее роль  в формировании парадигмы социальных наук. Экспедиционное сообщество:  ее роль в формировании научной среды и идентичности  исследователя ("полевика").  Экспедиционные ритуалы и фольклор как средства символической инициации и консолидации научного сообщества. Практическое занятие: составление проекта полевого исследования.

Литература

·        Wolcott, Harry F. The Art of Fieldwork. Altamira press, Walnut Creek, L., New Delhi, 1995. P. 13 –15P. 13 –15, 26 – 29, 49 – 54.

Дополнительно:

 

·        Pels, Peter. Professions of Duplexity. A Prehistory of Ethical Codes in Anthropology//Current Anthropology. Vol.40. N 2. April 1999. P.101 – 136.

·        Щепанская Т.Б. Полевик: фигура и деятельность этнографа в экспедиционном фольклоре// Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Том VI. №2. С.165 – 179.

 

2 декабря

12.    Формы  описания и презентации результатов полевого исследования

Оформление материалов полевого исследования. Транскрипт интервью. Описание видео- и фотодокументов. Полевой дневник. Первичный анализ  материалов качественного исследования. Переход из позиции включенности в позицию аналитика. Мемос, кодирование, классификация. Индуктивный анализ. Выдвижение гипотез. Построение grounded theory. 

Литература

·        Страус А., Корбин Дж.Основы качественного исследования: обоснованная  теория, процедуры и техники. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. С.49 – 120.

·        Семенова В.В. Качественные методы в социологии //Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. В сотрудничестве с В.В. Семеновой. М.: Добросвет, 2001. С. 432 – 445.

Дополнительно:

 

·        Burgess, R.G. In the Field. An Introduction to Field Research. L., NY: Routledge, 1990. P.166 – 184.

·        Strauss A., Corbin J. Basics of qualitative research. London: Sage Publications, 1990.

·        Strauss A.L. Qualitative analysis for social scientists. Cambridge: Cambridge University Press, 1987.

9 декабря

14.  Этнография как жанр

·        Гирц К. “Насыщенное описание”: в поисках интерпретативной теории культуры //Гирц К. Интерпретация культур. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). 2004. С.9 – 42.

Дополнительно:

·        Rubel P., Rosman A. Ethnography --  science or fiction? // Abstracts of  the 94-th Annual meeting of American Anthropological Association. Arlington, Virg., 1995.

·        Carrithers M. Is anthropology art or science? // Current anthropology. 1990. №31.

·        Marcus G. Afterword // Writing culture: the poetics and politics of ethnography. Berkeley, L.A.; London, 1986.

·        Platt J. Case study in American methodological thought // Current Sociology. 1992. T. 40. No. 1.

16 декабря

15.   Критика "поля" в антропологии

·        Jenkins, T. Fieldwork and the perception of everyday life //Man (N.S.), 29. 1993. P. 433 – 455.

 

Дополнительно:

 

·        Geertz C. Works and lives: the anthropologist as author. Stanford univ.press, California, 1988.  (фрагменты по выбору).

·        Sanjek, R. The Ethnographic Present //Man (N.S.), 26,  dec.1991. p. 609 – 628.

·        Гупта, Акил и Фергюсон, Джеймс. Дисциплина и практика: “поле” в антропологии как место, метод и местоположение (глава “Discipline and Practice: “The Field” as Site, Method and Location in Anthropology” из книги “Anthropological Locations: Boundaries and Grounds of a Field Science. Berkeley, California: University of California Press, 1997. – pp.1-46).

23 декабря

16.   Коллоквиум по результатам полевых исследований

 

 

Тема для полевых исследований, на которой отрабатываются методы и разбираются проблемы полевого исследования в 2005г. – «Антропология профессий».

 

Примерные темы полевых исследований и итоговых работ:

 

1.      Профессиональная биография: особенности вербального конструирования

2.      Гендерные аспекты профессиональной культуры

3.      Повседневные взаимодействия на рабочем месте: неформальные нормы, обычаи, санкции.

4.      Рабочее место: символизация пространства, атрибутика, практики повседневного использования

5.      Вербальные стереотипы профессионального взаимодействия

6.      Профессиональный фольклор

7.      Жанры самопрезентации в профессиональном сообществе

8.      Формы самопрезентации в общении с клиентом

9.      Отношения «профессионал – клиент» в неформальном дискурсе профессионального сообщества

10.  Отношения власти в дискурсе и повседневных практиках профессионального сообщества

11.  Орудия труда и профессиональная атрибутика в  неформальном дискурсе профессионального сообщества

 

Другие примерные темы для полевых исследований по выбору, в том числе с использованием методов визуальной антропологии (фотография):

 

1.      Повседневные практики как элемент городского образа жизни

2.      Семейные традиции и реликвии

3.      Антропология городского пространства: театр, музей, городской транспорт,  предприятия общественного питания, образовательные и лечебные учреждения  (нормы и стереотипы поведения в разных городских локусах, средства самопрезентации и регуляции взаимодействий, формы общения, речевые стереотипы).

4.      Субкультуры (половозрастные, досуговые, профессиональные, армейская, делинквентные): символика, атрибутика, локализация, повседневные практики

5.      Этнические, национально-культурные общества, землячества в Санкт-Петербурге: праздничная культура и повседневные практики

 

Список литературы:

 

Обязательная литература

 

Дополнительная литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz