МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Согласовано                                                                                                                    Утверждаю

Декан филологического                                                                                               Директор Смольного

факультета профессор                                                                                                  института доцент

С.И.Богданов                                                                                                                   В.М.Монахов

 

 

Принята на заседании Ученого совета Смольного института свободных искусств

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
“АНТРОПОЛОГИЯ РАБОТЫ: ГЕНДЕР, ИДЕНТИЧНОСТЬ, ТРАДИЦИЯ”

 

Составитель – к.и.н. Т.Б. Щепанская

 

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования и на основе примерной программы дисциплины "_______________________________", одобренной Президиумом Научно-методического совета по _______________и утвержденной начальником Управления образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Г.К.Шестаковым 07.07.2000 г. для направления 522800 - Искусства и гуманитарные науки

 

 

Санкт-Петербург

 

2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В рамках курса рассматриваются антропологические исследования традиций, субкультур, фольклора различных профессиональных групп, этнографии мест работы, организаций и занятий. В центре внимания исследования, в основе которых гендерный подход к изучению феномена работы. Рассматривается применение гендерного подхода в социально-антропологических исследованиях  организации рабочего места, физической и социальной сегрегации (горизонтальной и вертикальной),  микросоциальных отношений в организации, профессиональных традиций, неформальных отношений, практик, обычаев, связанных с работой. Среди основных тем –  профессиональная культура, идентичность и ее символические репрезентации. Первостепенное внимание уделяется неформальным механизмом воспроизводства гендера и его символическим репрезентациям  в контексте работы на формальном и неформальном уровне. С этой точки зрения (как проекции профессиональной и гендерной идентичности) мы будем рассматривать пространство работы, распределение времени, телесность и предметное окружение работника. На конкретных материалах мы будем анализировать соотношение профессиональной и гендерной идентичности работника, возникающие здесь противоречия и их влияние на социальные отношения на рабочем месте.

Демонстрируются видео- и фотоматериалы, проводятся практические занятия (первичный анализ материалов полевых исследований, проведенных преподавателем).

Особенностью курса является ориентация на выработку у студентов навыков полевого этнографического исследования гендерной проблематики. Практическая часть занятий включает  ознакомление с  ключевыми работами,  иллюстрирующими разные направления гендерных исследований, а также  опыты в области применения полученных знаний в практике полевых исследований.  Итогом курса должно стать конструирование программ полевых исследований в области антропологии работы и проведение пилотажного этапа, направленного на апробацию программ. Это позволит студентам в дальнейшем предпринять самостоятельное исследование по избранной пролематике.

Курс предлагается студентам 2 курса, как один из этапов освоения эмпирических работ по антропологии работы и гендерной антропологии. Более продвинутые студенты (3 курса) могут воспользоваться им для получения опыта практического применения  полученных ранее знаний по социальной антропологии и методологии гендерных исследований в одной из субдисциплин  (антропологии работы), а также проведения и подготовки собственного полевого исследования.

 

Читается в осеннем семестре. Общая трудоемкость – 70 часов (4 кредита).

Всего аудиторных часов – 64, из них лекций 32, семинаров и практических занятий – 32.

Промежуточный контроль – представление проекта и программы полевого исследования

Финальный отчет -- представление материалов пилотажного полевого исследования или критического эссе.

 

Критерии оценки:

1.      Работа в аудитории (посещение, презентации  научных исследований, теоретических концепций, результатов своей полевой работы) – 20%

2.      Промежуточный контроль: презентация проекта собственного исследования (полевого либо  критического эссе) – 30%.

3.      Итоговая аттестация: представление в письменном виде (можно на дискете)  материалов полевого исследования  или критического анализа данных антропологических исследований по избранной теме (оцениваются самостоятельность, содержание  и  правильность оформления работы) – 40%

4.      Устное собеседование  по теме полевого исследования или письменной работы (эссе) (п.3) – 10%

Содержание курса

(каждая тема рассчитана на 4 часа: 2 – презентация теоретического материала, 2 – дискуссия или практическое занятие).

3 сентября

  1. Вводное занятие:  предметная область.

Гендерные аспекты антропологических исследований работы. Исследование случая: женщина в фундаментальной науке (физика). Проблема  изучения гендерных аспектов профессиональной деятельности, среды, традиции и идентичности.

 Антропология работы. Понятие профессии.

·         Rothblatt, Sh. How “Professional” Are the Professions? A Review Article//Comparative Studies in Society  and History. Vol.37, No.1 (Jan., 1995). Pp. 194 – 204.

·         Александрова Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий//Социологические исследования. 2000. №8. С.11—17.

 

10 сентября

 

2.Гендер и профессия

Стереотипы и институты

Профессиональная деятельность, среда, идентичность, традиция. Гендер: понятие, определения. Гендерные стереотипы, их роль в воспроизводстве неравенства и сегрегации. Мифологемы «мужской» и «женской» работы, их прагматика.

 

 

·         Тартаковская И. Мужская работа, женская работа…//Рубеж. 2001. № 16 – 17. С. 87 – 101.

·         Чернова Ж. "Мужская работа": анализ медиа-репрезентаций// гендерные отношения в современной России: исследования 1990-х годов. Сб.науч.ст. /ред. Л.Н. Попкова, И.Н. Тартаковская. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2003. С.276 – 293.

Дополнительно:

·         Чернова Ж. Корпоративный стандарт современной мужественности//Социологические исследования.  2003. № 2. С.1 – 17.

 

17 сентября

3. Организация: мнимая нейтральность и производство гендера

Институционализированные и неформальные аспекты гендерных отношений.

·         Московкина Е. Семейно-ориентированная политика управления персоналом: опыт немецких компаний// Гендерные исследования в контексте социологического образования: Сб.науч.ст. СПб: Изд-во «Скифия», 2005. С.297 – 303

·         Мюллер У.  Пол и организация: долгие дебаты и актуальные тенденции// Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. том II. № 2. С. 111 – 131.

Дополнительно:

·         Acker, J. Gendered Institutions: from sex roles to gendered institutions//Contemporary sociology. 1992. pp.565 – 569.

 

24 сентября

4. Регуляция и организация повседневности: рабочее место.

Анализ визуальных материалов по этнографии рабочего места: каким образом в обстановке, атрибутике, расположении рабочих мест проецируются гендерные стереотипы, дифференциация, отношения власти, зависимости. Анализ визуальных материалов, дискуссия.

·         Москаленко Е. Офис как профессиональный дисплей:  этнографическое описание студии графического дизайна. // Антропология профессий / Под ред. Романова П.В., Ярской-Смирновой Е.Р. Саратов: Научная книга, Центр социальной политики и гендерных исследований, 2005. С. 368 – 384.

 

 1 октября

4. Знание как основа профессии.  Креденциализм и его трансформация. Символические проекции знания: атрибуты профессионала, пространство работы. Неформальное знание. Посвятительные ритуалы в профессиональных средах. Гендерные аспекты профессионального посвящения

 

·         Абрамов Р. Парадоксы креденциализма и динамика современного профессионализма// Профессии.doc. Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри. Сб.ст. Ред.: Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов. М.:ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007.с. 30 – 40.

·         Щепанская Т. Б.  Антропология профессий//Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Т.VI. №1. С.139 – 161.

8 октября

5.  Репрезентации профессиональной идентичности.

Гендерная и профессиональная идентичность. Производство гендера. Тело профессионала: требования, репрезентации, ожидания и ограничения, связанные с гендером. Механизмы дифференциации. Как профессионализм вписывается в структуру мужской и женской гендерной идентичности? (дискуссия). Соотношение гендерной и профессиональной идентичности (разные варианты: в гендерно-поляризованной и нейтральной среде; мужчина в «женской» профессии; случаи символической «инверсии»: женщина в «мужской» профессии).

 

·         Хайнтц, Б., Надаи, Е. Пол и контекст: деинституционализация и половая дифференциация// Современная немецкая социология: 1990-е годы.СПб.: Социол.о-во им. М.М. Ковалевского, 2002. С. 282 – 309.

Дополнительно:

·         Ярская-Смирнова Е. Гендерная социализация в системе образования: скрытый учебный план//Мат-лы 2-1 Международной Междисциплинарной научно-практической конференции. 3—4 декабря 1999 г. Минск, 1999.

·         Wrigyt, R. Occupational gender in Women’s and Men’s occupations (review) //Qualitative sociology. Vol. 20. No.3. 1997. Pp. 437 – 442.

 

 

15 октября

6. Работа и семья, публичное и приватное. Горизонтальная сегрегация

Труд в приватном и публичном пространстве. Историческое развитие механизмов сегрегации

·         Кесслер-Хэррис Э. Женский труд и социальный порядок(1976)//Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000. с.171 – 189.

 

Горизонтальная сегрегация (по отраслям, сферам деятельности; по характеру работы в одной сфере).  Малооплачиваемые, незащищенные сферы деятельности, обслуживающий труд – как «женские».

·         Капусткина Е. Гендерный аспект занятости в сфере неформальной экономики// Гендерные исследования в контексте социологического образования: Сб.науч.ст. СПб: Изд-во «Скифия», 2005. С.278 – 289.

·         Хоткина З.А. Женщина на рынке труда и просто на рынке (Права женщин в сфере неформальной занятости)//Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. Т.1. М.: МФФ, МЦГИ. 1998.  

·         Ярская-Смирнова Е. Понятие «Женской работы» и проблемы занятости в социальной сфере//Гендерные отношения в современной России. 2003.с.181 – 191.

 

22 октября

7. Феномен девалюации (обесценивания)

Обесценивание работы с ростом числа работников-женщин.

·         Reskin, B.F. Bringing the men back in: Sex differentiation and the devaluation of women’s work. // Gender and Society. Vol.2. No.1. March 1988. Pp. 58 – 81.

·         Мансуров В. Российские врачи: гендерный аспект// Профессии.doc. Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри. Сб.ст. Ред.: Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов. М.:ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007. С.79 – 87.

 

Дополнительно:

·         Barr, D.A., Boyle E.H. Gender and professional purity. Explaining formal and informal work rewards for physicians in Estonia// Gender and Society. Vol.15. No.1. Feb. 2001. Pp. 29 – 54.

 

29 октября

8. Профессиональные коммуникации.

Профессионал, клиент и объект деятельности. Символическое конструирование статуса профессионала. Власть профессионала, основанная на знании (власть-компетенция). Патернализм и традиция.

 

·         Сорокина Н. «Мы летаем для Вас!»: жизненный мир водителя маршрутки// Профессии.doc. Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри. Сб.ст. Ред.: Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов. М.:ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007. С.313 – 337.

·         Щепанская Т.Б. Прагматика некросимволизма (по материалам сравнительно-антропологического исследования профессиональных традиций)// Компаративистика: Альманах сравнительных социогуманитарных исследований/ Под ред. Л.А. Вербицкой, В.В. Васильковой, В.В. Козловского, Н.Г. Скворцова. СПб.: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского,   2002. С.134 – 151.

 Экспрессивная культура, эмоциональная работа. Дискуссия по полевым материалам автора курса (интервью с бортпроводницей одной из отечественных авиакомпаний).

·         Santino, J. A Servant and a Man, A Hostess or a Woman. A Study of Expressive Culture in Two transportation Occupations//The Journal of American Folklore. Vol.99. No. 393. July 1986. pp. 304 – 319.

 

5 ноября

Промежуточная аттестация: представление программы полевых или библиотечных исследований

 

12 ноября

9. Конкуренция и солидарность

 Антиконкурентные механизмы в профессиональной среде. Роль традиций, обычаев, этики в регуляции баланса конкуренции-солидарности.

Гендерная сегрегация как конкурентный механизм. Вертикальная сегрегация внутри отрасли и организации.

Наука как сфера деятельности: гендерный анализ («чье знание?» С. Хардинг)

Карьера женщин в науке: факторы торможения. «Стеклянный потолок». Вертикальная сегрегация в сфере научной деятельности

·         Мезгина Н. Женщины в науке: по данным групповых интервью//Гендерные исследования в контексте социологического образования: Сб.науч.ст. СПб: Изд-во «Скифия», 2005. С.77 – 81.

·         Проскурина (Яворович) М.М. Феминизация науки как социологическая проблема. // Социологические исследования.  2002.  №3.  С. 72–77.

·         Пушкарева Н.Л. Этнография современной российской науки: гендерный аспект//Профессии.doc. Социальные трансформаии профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри. Сб.ст. Ред.: Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов. М.:ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007. С.111 – 132.

·         Чикалева И. «Я и так слишком много делаю для себя – занимаюсь наукой…». Социальная идентичность женщин-ученых в современной Беларуси//С.133 – 151.

 

19 ноября

10. Сообщество и ритуалы

Символизация формальных и неформальных структур профессионального сообщества, трансляция традиций:  праздник, застолье, подарки и памятные вещи

·         Goode, W.J. Community within a community: the professions// American Sociological Review. XXII (April 1957). P.194 – 200.

 

·         Романов П., Кононенко Р. «Хочешь – не хочешь, а иди и отмечай!» Корпоративные праздники и их агенты// Профессии.doc. Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри. Сб.ст. Ред.: Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов. М.:ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007.с. 194 – 206.

 

26 ноября

11. Профессиональная автономия, распределение власти в организациях

·         Романов П.В. Власть, управление и контроль в современных организациях: Антропологические исследования управления и организаций в современном обществе. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. С. 96 – 116; 117 – 152; 189 – 226.

Дополнительно:

·         Friedson E. The changing nature of professional control//Annual Review of Sociology. 1984. 10. P. 1 – 20. 

·         Leicht, K.T., Fennel, M.L.  The Changing organizational context of professional work.// Annual Review of Sociology. 1997. 23. P. 215 – 231.

 

3 декабря

 

12. Профессиональная этика

Этика как основа саморегуляции и самоконтроля профессий. Трансформации профессиональной этики в контексте структурных трансформаций конца ХХ – начала ХХI вв.

·         Matthews R.C.O. The economics of professional ethics: should the professions be more like business?//The Economic Journal. July 1991. P. 737 – 750.

 Неформальные (внеорганизационные) структуры

·         Алашеев С.Ю. Неформальные отношения в процессе производства: взгляд изнутри // Социологические исследования. 1995. N 2. С. 8–12.

 

10 декабря

13. Фольклор и социальная регуляция на неформальном уровне

Неформальные механизмы воспроизводства гендерных стеореотипов. Сопоставительный анализ профессионального фольклора (разных профессий).

·         Щепанская Т.Б. Конструкции гендера в неформальном дискурсе профессий// Антропология профессий / Под ред. Романова П.В., Ярской-Смирновой Е.Р. Саратов: Научная книга, Центр социальной политики и гендерных исследований, 2005. С.50 – 100.

Дополнительно:

·         Щепанская Т.Б. Мужские персонажи в экспедиционном фольклоре//Гендерные исследования в контексте социологического образования. СПб.: Издательство «Скифия», 2005. С. 195 – 205.

 

·         Кондратьева Н. Петербургский театральный фольклор: на примере театра им. Ленсовета. // Антропология профессий / Под ред. Романова П.В., Ярской-Смирновой Е.Р. Саратов: Научная книга, Центр социальной политики и гендерных исследований, 2005.С.188 – 200.

 

17 декабря

15. Изменения работы в контексте социально-экономической трансформации (Россия).

Трансформация профессионализма, изменения в организации рабочего места в России 1990 – 2000-х гг. 

·         Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Профессионалы  – портрет на фоне реформ //Социологические исследования. Февраль 2005.  N 2. С. 28-36. 

Развитие и особенности карьеры в условиях трансформации

·         Пчелинова В.В. Гендер и профессия. По материалам Круглого стола «Женский вопрос накануне XXI века» 27 0 28 апреля 1998 г., МГУ им. М.В. Ломоносова. //Open Women online, 03.04.2006.

·         Русинова Н., Браун Д.В.В. Работа и карьера женщин: влияние гендерных ожиданий на женщин-врачей в Санкт-Петербурге// Гендерные исследования в контексте социологического образования: Сб.науч.ст. СПб: Изд-во «Скифия», 2005. С.303 – 320.

 

24 декабря

Презентация итогов полевых и библиотечных исследований (подготовка к итоговой аттестации).

 

Литература

 

1.      Acker, J. Gendered Institutions: from sex roles to gendered institutions//Contemporary sociology. 1992. pp.565 – 569.  

2.      Barr, D.A., Boyle E.H. Gender and professional purity. Explaining formal and informal work rewards for physicians in Estonia// Gender and Society. Vol.15. No.1. Feb. 2001. Pp. 29 – 54.

3.      Friedson E. The changing nature of professional control//Annual Review of Sociology. 1984. 10. P. 1 – 20. 

4.      Goode, W.J. Community within a community: the professions// American Sociological Review. XXII (April 1957). P.194 – 200.

5.      Leicht, K.T., Fennel, M.L.  The Changing organizational context of professional work.// Annual Review of Sociology. 1997. 23. P. 215 – 231.

6.      Matthews R.C.O. The economics of professional ethics: should the professions be more like business?//The Economic Journal. July 1991. P. 737 – 750.

7.      Reskin, B.F. Bringing the men back in: Sex differentiation and the devaluation of women’s work. // Gender and Society. Vol.2. No.1. March 1988. Pp. 58 – 81.

8.      Rothblatt, Sh. How “Professional” Are the Professions? A Review Article//Comparative Studies in Society  and History. Vol.37, No.1 (Jan., 1995). Pp. 194 – 204.

9.      Santino, J. A Servant and a Man, A Hostess or a Woman. A Study of Expressive Culture in Two transportation Occupations//The Journal of American Folklore. Vol.99. No. 393. July 1986. pp. 304 – 319.

10.  Wrigyt, R. Occupational gender in Women’s and Men’s occupations (review) //Qualitative sociology. Vol. 20. No.3. 1997. Pp. 437 – 442.

11.  Абрамов Р. Парадоксы креденциализма и динамика современного профессионализма// Профессии.doc. Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри. Сб.ст. Ред.: Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов. М.:ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007.с. 30 – 40.

12.  Алашеев С.Ю. Неформальные отношения в процессе производства: взгляд изнутри // Социологические исследования. 1995. N 2. С. 8–12.

13.  Александрова Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий//Социологические исследования. 2000. №8. С.11—17.

14.  Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Профессионалы  – портрет на фоне реформ //Социологические исследования. Февраль 2005.  N 2. С. 28-36. 

15.  Капусткина Е. Гендерный аспект занятости в сфере неформальной экономики// Гендерные исследования в контексте социологического образования: Сб.науч.ст. СПб: Изд-во «Скифия», 2005. С.278 – 289.

16.  Кесслер-Хэррис Э. Женский труд и социальный порядок(1976)//Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000. с.171 – 189.

17.  Кондратьева Н. Петербургский театральный фольклор: на примере театра им. Ленсовета. // Антропология профессий / Под ред. Романова П.В., Ярской-Смирновой Е.Р. Саратов: Научная книга, Центр социальной политики и гендерных исследований, 2005.С.188 – 200.

18.  Мезгина Н. Женщины в науке: по данным групповых интервью//Гендерные исследования в контексте социологического образования: Сб.науч.ст. СПб: Изд-во «Скифия», 2005. С.77 – 81.

19.  Москаленко Е. Офис как профессиональный дисплей:  этнографическое описание студии графического дизайна. // Антропология профессий / Под ред. Романова П.В., Ярской-Смирновой Е.Р. Саратов: Научная книга, Центр социальной политики и гендерных исследований, 2005. С. 368 – 384.

20.  Московкина Е. Семейно-ориентированная политика управления персоналом: опыт немецких компаний// Гендерные исследования в контексте социологического образования: Сб.науч.ст. СПб: Изд-во «Скифия», 2005. С.297 – 303

21.  Мюллер У.  Пол и организация: долгие дебаты и актуальные тенденции// Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. том II. № 2. С. 111 – 131.

22.  Проскурина (Яворович) М.М. Феминизация науки как социологическая проблема. // Социологические исследования.  2002.  №3.  С. 72–77.

23.  Пушкарева Н.Л. Этнография современной российской науки: гендерный аспект//Профессии.doc. Социальные трансформаии профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри. Сб.ст. Ред.: Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов. М.:ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007. С.111 – 132.

24.  Пчелинова В.В. Гендер и профессия. По материалам Круглого стола «Женский вопрос накануне XXI века» 27 0 28 апреля 1998 г., МГУ им. М.В. Ломоносова. //Open Women online, 03.04.2006.

25.  Романов П., Кононенко Р. «Хочешь – не хочешь, а иди и отмечай!» Корпоративные праздники и их агенты// Профессии.doc. Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри. Сб.ст. Ред.: Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов. М.:ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007.с. 194 – 206.

26.  Романов П.В. Власть, управление и контроль в современных организациях: Антропологические исследования управления и организаций в современном обществе. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. С. 96 – 116; 117 – 152; 189 – 226.

27.  Русинова Н., Браун Д.В.В. Работа и карьера женщин: влияние гендерных ожиданий на женщин-врачей в Санкт-Петербурге// Гендерные исследования в контексте социологического образования: Сб.науч.ст. СПб: Изд-во «Скифия», 2005. С.303 – 320.

28.  Сорокина Н. «Мы летаем для Вас!»: жизненный мир водителя маршрутки// Профессии.doc. Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри. Сб.ст. Ред.: Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов. М.:ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007. С.313 – 337.

29.  Тартаковская И. Мужская работа, женская работа…//Рубеж. 2001. № 16 – 17. С. 87 – 101.

30.  Хайнтц, Б., Надаи, Е. Пол и контекст: деинституционализация и половая дифференциация// Современная немецкая социология: 1990-е годы.СПб.: Социол.о-во им. М.М. Ковалевского, 2002. С. 282 – 309.

31.  Хоткина З.А. Женщина на рынке труда и просто на рынке (Права женщин в сфере неформальной занятости)//Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. Т.1. М.: МФФ, МЦГИ. 1998.  

32.  Чернова Ж. "Мужская работа": анализ медиа-репрезентаций// гендерные отношения в современной России: исследования 1990-х годов. Сб.науч.ст. /ред. Л.Н. Попкова, И.Н. Тартаковская. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2003. С.276 – 293.

33.  Чернова Ж. Корпоративный стандарт современной мужественности//Социологические исследования.  2003. № 2. С.1 – 17.

34.  Чикалева И. «Я и так слишком много делаю для себя – занимаюсь наукой…». Социальная идентичность женщин-ученых в современной Беларуси//С.133 – 151.

35.  Щепанская Т.Б. Конструкции гендера в неформальном дискурсе профессий// Антропология профессий / Под ред. Романова П.В., Ярской-Смирновой Е.Р. Саратов: Научная книга, Центр социальной политики и гендерных исследований, 2005. С.50 – 100.

36.  Щепанская Т.Б. Мужские персонажи в экспедиционном фольклоре//Гендерные исследования в контексте социологического образования. СПб.: Издательство «Скифия», 2005. С. 195 – 205.

37.  Ярская-Смирнова Е. Гендерная социализация в системе образования: скрытый учебный план//Мат-лы 2-1 Международной Междисциплинарной научно-практической конференции. 3—4 декабря 1999 г. Минск, 1999.

38.  Ярская-Смирнова Е. Понятие «Женской работы» и проблемы занятости в социальной сфере//Гендерные отношения в современной России. 2003.с.181 – 191.

 

 

 

 

Итоговое обсуждение полевых исследований

 

Вопросы к экзамену/примерные темы финального эссе (в случае выбора студентом библиотечного исследования в качестве итоговой работы)

1.      Антропология работы, занятий, профессий: разграничение предметных областей; основные понятия.

2.      Гендерная сегрегация: классификации

3.      Институциональные механизмы воспроизводства гендерной сегрегации

4.      Неформальная традиция и воспроизводство гендерных стереотипов

5.      Профессиональное обучение и воспроизводство гендерных стереотипов

6.      Репрезентация пола в профессиональных субкультурах

7.      Гендерная символика в неформальных профессиональных традициях

8.      Методы гендерного исследования в антропологии работы

 

Примерные темы полевых исследований:

1.      Профессиональная социализация: конструирование маскулинности/фемининности в процессе профессионального обучения

2.      Посвятительные ритуалы в профессиональной среде

3.      Гендерный анализ повседневных взаимодействий в профессиональном сообществе

4.      Гендерный анализ профессионального дискурса

5.      Портреты (образы) профессионалов в мужском и женском дискурсе

6.      Критический анализ школьных учебников: гендер и профессии

7.      Женские и мужские профессиональные биографии: стереотипы самопрезентации

8.      Ментальные карты рабочего места: гендерный анализ

9.      Описания рабочего места  в мужских и женских нарративах

10.  Визуально-антропологическое исследование рабочего места

11.  Проекции гендерных стереотипов и неравенства в организации рабочего места

12.  Семейные роли в нарративах профессионалов

13.  Стереотипы «мужской»/«женской» профессии: прагматика их воспроизведения в профессиональной среде

14.  Гендерная и сексуальная символика атрибутов профессии

15.  Рабочее место и его адаптация к потребностям мужчин и женщин работников.

16.  Распределение рабочего времени: гендерный аспект

 

 

 

 

 Приложения

1.

Программа сбора полевых материалов по теме: «Антропология работы. Неформальные традиции в профессиональной среде»

Составитель Т. Б. Щепанская

 

Профессиональная среда: феномен неформальной традиции

неформальные отношения, нормативный комплекс, символы принадлежности, атрибутика, фольклор

 

1.   Тексты:

-         байки, рассказы,

-         слухи и сплетни, отношение к ним, репутации рассказчиков и трансляторов слухов

-         профессиональные шутки и анекдоты

-         пословицы, фразы, распространенные в профессиональной среде

-         мистика профессии и мистические случаи

При записи и стимуляции воспроизведения текстов обращать внимание на следующие темы:

2.   Идентичность профессионала: что значит быть им, накладывает ли профессия отпечаток (случаи, иллюстрирующие это), каким должен быть профессионал, не должен. Рассказы о “героях” и “антиподах”.

3.   Атрибутика: особенности обстановки (оформления рабочего места), стиля одежды, украшений и атрибутики, обращения с вещами вообще. Есть ли вещи-талисманы, приносящие удачу? Отношение к рабочим инструментам, есть ли “счастливые”? Случаи, иллюстрирующие это.

4.   Пространство и время:  размещение рабочего места, значимые локусы. Способы организации рабочего пространства и времени. Формирует ли профессия особое отношение ко времени? Связан ли с нею тип пространственных перемещений (поездки, маятниковая миграция), отношение к домашнему и рабочему пространству

5.   Профессионализм и телесность: особенности гигиены, оформления и маркирования тела (нужно ли и принято ли за ним “следить” и к каким телесным качествам, свойствам. Практикам это относится?), представлений о красоте, норме и уродстве. Сексуальность, болевые и силовые практики. Накладывает ли профессия отпечаток на осприятие смерти, болезни, безумия (например, делает ли своих носителей чуточку “не от мира сего”?

6.   Обычаи (стереотипы, нормы)  и ритуалы: есть ли в Вашей профессиональной среде свои традиции, обычаи? Что “принято” и “не принято”? Случаи нарушений этих негласных правил: каковы санкции? Как относятся к нарушившим неписаный кодекс? В чем это выражается?

-         Стереотипы приветствия, прощания

-         Коллективные чаепития и алкогольные застолья (поводы, частота, кто готовит, выбор напитков, блюд, оформление стола – разовая или нет посуда). Кто произносит тосты? Типовые и самые популярные или просто запомнившиеся тосты. Рассказ о конкретном застолье или случаях во время застолий. Есть ли разница в том, как ведут себя в этой ситуации рядовые сотрудники и начальники, свои и чужие. Опытные и молодые профессионалы?

7.   Принято ли опекать молодых и обучать тонкостям профессии? Как долго сохраняются особые отношения к учителям и наставникам? Случаи таких отношений. Принято или бывают ли случаи “испытаний” молодых или подшучиваний над ними, розыгрышей или использования как вспомогательной рабочей силы?

8.   Есть ли в профессиональном сообществе свои “кланы”, “группировки” – по какому признаку, что дает принадлежность к ним, как к ним относятся те, кто не входит туда?

9.   Граница профессиональной среды. Отношения между профессионалами и их нанимателями, работодателями? Клиентами? Случаи, шутки и истории по этому поводу. Мнения о профессии непосвященных, с которыми Вам приходилось сталкиваться. Встречали  ли Вы фольклор (шутки, анекдоты, мистические и суеверные представления) о данной профессии в среде непосвященных?

 

2.

 

Вспомогательные материалы для проведения наблюдений по теме

«Пространство профессии».

Задача: выявить символические аспекты организации и предметной атрибутики рабочего места. Обнаружить, каким образом в организации рабочего места проявляются и прочитываются отношения (дифференциация и неравенство в распределении ресурсов, власти, контроля над ситуацией и условиями работы и .д.)? Обратите особое внимание на гендерные аспекты организации рабочих мест

 

  1. Определите характер места, где Вы проводите наблюдение (кабинет, цех, приемная…).  Является ли это место элементом публичного городского пространства? Доступно ли оно для внешнего наблюдателя? Посетителей? На каких условиях?
  2. Определите границы, наиболее значимые области, сегментацию этого места. Что Вы восприняли как визуальные знаки этих локусов (границ и т.д.)?
  3. Присутствуют ли здесь визуальные символы, репрезентации профессии? Организации? Характера трудовых действий?
  4. Заметны ли в визуальной среде признаки, говорящие о характере межличностных отношений? Визуальные проявления конфликта, разделения на группы, статусных различий, власти и подчиненности, гендерной дифференциации?
  5. Определяется ли в этом месте зона  отдельного рабочего места? Что служит его (рабочего места) визуальной репрезентацией?
  6. Опишите вид рабочего места.
  7. Проинтерпретируйте увиденное: какие коммуникативные практики запечатлены в наблюдаемой визуальной среде? Как репрезентируются отношения неравенства (в распределении ресурсов, контроля, влияния)?

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz