Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

                                                       факультет

 

 

Рассмотрено и рекомендовано                                                           УТВЕРЖДАЮ

на заседании  кафедры                                                                    Декан факультета    

                                                                                                                 

  

 

 

                                                                                                         

                                                                                             

протокол №_________                                                                   дата, подпись, Ф.И.О.

«___»___________200___г.                                          

 зав. кафедрой                                                                             

_______________                                                                        

                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Программа учебной  дисциплины

 

Русская народная мифоритуальная традиция

 

Федерального (вузовского) компонента цикла ГСЭ (ЕН, ОПД, СД, ДС)

(по выбору) по специальности (напрвлению)                                              

                                                                                      (код, название)

 

              

 

 

Разработчик: к.и.н.Т.Б. Щепанская

 

Рецензенты:

 

 

 

 

 

                                              

 

 

 

                                                   Санкт-Петербург

                                                               2002 г.  

 

 

 

 

 

 

 

I. Организационно-методический радел.

               

1.      Цель курса ввести студентов в курс современных исследований   русской народной духовной культуры, включающей как христианские (канонические и неканонические), так и другие компоненты (элементы повседневной мифологии, демонологии, культа предков, бытовой магии).          

2.      Задачи курса:

 

        ознакомление студентов с этнографическими и фольклорными материалами, касающимися  религиозного поведения, магии и повседневной мифологии русских крестьян конца XIX – XX вв.;

        основными  исследованиями и исследовательскими подходами к феноменам духовной культуры русского народа;

        освещение проблем и разночтений в интерпретации разных аспектов народной религиозности;

        обучение составлению программ полевого антропологического исследования феноменов духовной культуры.

 

В основу курса положены как обширная этнографическая, фольклористическая, религиоведческая литература, так и полевые материалы, в том числе собранные автором в 1980 – 2001 гг. в различных регионах России (Север, Поволжье, Северо-Запад,  юг России, Западная Сибирь).

       

4.      Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Изучение русской народной духовной культуры – неотъемлемая часть подготовки специалиста-антрополога в России. Понимание религиозных традиций, символики и ритуальных практик наиболее многочисленного этноса необходимо не только с точки зрения знания истории, но и для ориентации в современных процессах, затрагивающих духовно-религиозную сферу. Курс  дает знания  фактологического и методологического плана, полезные  для  ведения самостоятельных полевых  исследований духовной культуры русского народа.

 

5.      Требования к уровню освоения дисциплины.

В конце семестра проводится коллоквиум по  теории и методологии исследования народной духовной культуры, во время которого студенты должны показать знакомство с основными понятиями и литературой по теме курса. Форма отчетности – зачет, который может быть сдан в форме письменной работы или устного ответа (по выбору студента).  Тема письменной работы определяется по согласованию с преподавателем (в рамках тематики лекций).

 

 

II. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля

 

Всего аудиторных занятий

32

Из них - лекций

32

            - практические занятия

-

Самостоятельная работа студента

-

Итого (трудоемкость дисциплины)

32

 

Изучение дисциплин по семестрам:

         7 семестр: лекции (32), коллоквиум,  зачет

 

III. Содержание дисциплины

1. Определения и понятия

Определения: магия и религия, религиозное поведение, мифологическое сознание, народно-бытовая мифология, обряд и обрядовая система, символ и ритуал. Проблема канонического и народного христианства. Православная традиция и раскол. Проблема двоеверия, религиозного синкретизма. Христианство и бытовая мифология, их соотношение в русской крестьянской культуре.

2. Народная обрядовая система: ритуальные комплексы

Календарные, семейные и окказиональные обряды. Ритуальная символика: пространственный, предметный, телесный и вербальный коды. Обрядовый фольклор.

 

3. Народная обрядовая система: ритуальный специалист

Распределение ритуальных ролей. Специализация в обрядовых практиках. Статусы ритуального специалиста (знахарь, колдун, дружка, сваха и проч.). Знахарь и знахарская традиция. Разновидности и области приложения знахарства. Знахарство в системе социальной регуляции. Техники социальных манипуляций и конфликтного управления в русской знахарской традиции.

 

4. Человек в обрядах и верованиях

Представления о болезнях, способы гаданий и лечения. Человеческое тело в знахарских  практиках и представлениях. Народные психотехники: лечение испуга, уроков, тоски, привороты, отвороты, насылание и снятие порчи.

 

 

5. Представления о колдовстве

Колдун и ведьма. Вредоносная магия.  Обвинения в колдовстве в исторической, мифологической и социологической перспективе. Представления о колдунах и народные способы разрешения конфликтов. Соотношение понятий "колдовство" и "знахарство".

 

6. Представления о смерти и культ предков

Представления о жизни и смерти, топография иного мира. Посмертные муки, искупление грехов. Покойники и контакты с иным миром в народных верованиях: родители и заложные покойники; возвращение из иного мира; сексуальные связи с потусторонними существами и представления о детях, родившихся от таких связей.

 

7. Репродуктиваня магия

Магия и мифология  зачатия, родов и материнства. Отцовство и безотцовщина в народных представлениях.

 

8. Пол в ритуальной практике и бытовой мифологии

Мужское и женское начала в народных верованиях. Мужские и женские мифологические персонажи, верования и обряды. Представления о девственности, мужестве, браке, любовная мантика и магия.

 

9. Старцы и отшельники

Мифология безбрачия. Ритуальные и социальные функции людей, не вступивших в брак. Старец. Отшельник. Чернец и черничка. Символика "чистоты" и "нечистоты" в народных обрядах. Практика оскопления. Скопчество.

 

10. Представления о времени

Время в народных представлениях. Способы членения времени и маркирования его. Христианские и дохристианские основы народного календаря. Святые и проклятые дни, часы, минуты.  Параллелизм и изоморфизм  природных и социальных процессов в народном мировосприятии. "Женские" и "мужские", "молодые" и "старые" периоды годового цикла, недели и суток.  Мифология времени,  координация  и распределение усилий.

 

11. Неземледельческая магия.

Мужская магия и трудовая специализация (пастухи, мельники, кузнецы, плотники, печники и др. специалисты в системе традиционной культуры). Кризисная мифология и народная эзотерика.

 

12. Представления о растениях и животных.

Аграрная магия: ритуальные способы повышения плодородия полей. Дикие и домашние животные в верованиях и обрядах. Обрядовый комплекс пастушества. Охотничьи обряды. Ряженье и поверья об оборотничестве. Зооморфные персонажи народной демонологии.

 

13. Мифология пространства: дом и дорога.

Дом и дорога, оседлость и подвижность в комплексе народной культуры. Комплекс дорожных обрядов и верований. Обряды ухода/возвращения. Представления о дороге, дорожные табу и регуляция  контактов между локальными группами. Духовное освоение территории. Свяьтые и проклятые (страшные) места. Персонификации отдельных локусов – персонажи народной демонологии (леший, боровой, водяной, полевой, болотный и проч.).

 

14. Культ святых мест

Святое место: его символика и мифология. Фольклорные повествования о святых местах. Хождение на богомолье, обеты (обещания). Система социальных и ритуальных ролей: богомольцы, странники, хранители святых мест. Концентрация кризисной информации. Роль святых мест в системе территориальных коммуникаций.

 

15. Храм и погост.

Приход. Взаимоотношения  мира и причта. Сельский священник. Христианство в повседневной жизни крестьян. Старообрядчество и православие: аспекты взаимодействия. Старообрядческие культовые практики и организация повседневности.

 

16. Сакральные роли  чужаков

Странник. Народные представления о чужаках. Религиозно-обрядовые функции чужака и пришельца: знахарь, колдун, пророк, святой, Бог. Страннические жанры. Духовные стихи. Обмирания. Видения и пророчества. Представления о грехах и загробном воздаянии. Представления о чужаках и пришельцах, роль странничества в староробрядческой традиции.

 

Вопросы к зачету

 

1.      Соотношение христианских и дохристианских верований в русской народной традиции. Проблема двоеверия.

2.      Храм и приход. Православие и его роль в организации народного быта.

3.      Старообрядчество и его влияние на  образ жизни крестьян.

4.      Основные  старообрядческие толки и согласия. 

5.      Народная  обрядовая система: календарные, семейные, окказиональные обряды в русской народной традиции.

6.      Статус ритуального специалиста: знахарь, колдун, дружка, «знающий» пастух, коновал, мельник

7.      Знахарство в системе народных верований

8.      Социо-регулятивные функции знахарства

9.      Лечебные обряды и представления о человеческом теле

10.  Народная мантика, ее половозрастное разделение

11.  Колдун и ведьма как персонажи мифологических рассказов

12.  Обвинения в колдовстве и их социальные функции.

13.   Народные представления о смерти, покойниках и потустороннем мире.

14.   Рождение человека в системе народных  представлений

15.  Родильные и крестинные обряды

16.  Материснтво в системе народных представлений

17.  Отцовство и безотцовщина в народных представлениях.

18.  Ритуально-магические и мифологические аспекты мужских  занятий.

19.  Ритуально-магические и мифологические аспекты женских занятий.

20.  Практика и мифология безбрачия: старцы, чернички, отшельники

21.  Народные представления о времени: традиционное членение и символика.

22.  Представления о стихиях и силах природы, персонификации воды, леса, поля.

23.  Культ  водных источников. Представления и ритуалы, связанные с водой.

24.  Культ  священных камней, рощ и деревьев.

25.  Святые места и практика хождений на богомолье.

26.  Роль святых мест в традиционной системе коммуникаций

27.  Религиозно-обрядовые функции чужака и пришельца.

28.   Символика пространства: гора, яма, пещера.

29.  Дом и дорога в системе народных представлений

30.  Дорожный ритуально-мифологический комплекс

 

6.      Распределение часов курса по темам и видам работ

 

Название темы

Кол-во час.(л/c)

1

Понятия и определения

2

2,3

Народная обрядовая система

4

4

Человек в обрядах и верованиях

2

     5

Колдовство

2

     6

Смерть и потусторонний мир

2

7,8

Репродуктивная мифология.  Мифология пола

4

9

Старцы и отшельники

2

10

Представления о времени

2

11

Неземледельческая магия

2

 12

Представления о растениях и животных

2

13-14

Мифология пространства

4

15

Храм и погост

2

16

Сакральные роли чужаков

2

 

Всего: 32 часа

 

IV Учебно-методическое обеспечение курса

          Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов и т.п.

  1. Активные методы обучения

Демонстрация слайдов и видеофильма по материалам полевых исследований русской народно-религиозной традиции (слайды: "Культ святых мест на Русском Севере", "Знахарская традиция в Архангельской обл.", видеофильмы "Прихрамовое сообщество верующих",  "Русские календарные обряды", "Русская свадьба").

  1. Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля

Диапроектор, видеомагнитофон

  1. Методические рекомендации (материалы преподавателю).

Демонстрация этнографических фильмов и слайдов сопровождается  анализом ритуальных практик и символов, а также обсуждением приемов полевых исследований, отраженным в представленных материалах.

  1. Методические указания студентам

Всячески поощряется участие в обсуждениях, высказывание  своей точки зрения, в том числе и не совпадающих с высказанной преплдавателем. Участие в дискуссиях оценивается положительно и поддерживается.

  1. Рекомендации по использованию информационных технологий

Студенты получают задания  и рекомендации по поиску материалов исследований русской народно-религиозной традиции в сети Интернет. Результаты  обсуждаются в аудитории.

Рекомендуемая литература.

1.      Антропология религиозности. СПб., 1998.

2.      Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993.

3.      Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины конца XIX – начала XX  вв. Л., 1988.

4.      Бернштам Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: Учение и опыт Церкви в народном христианстве. СПб., 2000.

5.      Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. М., 1999.

6.      Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М., 2000.

7.      Геннеп А. ван. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. М., 1999.

8.      Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.

9.      Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

10.  Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901 – 1913. М., 1994.

11.  Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. М., 1995.

12.  Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1917 – 1934. М., 1999.

13.  Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.

14.  Концепт движения в языке и культуре. М., 1996.

15.  Лавров А.С. Колдовство и религия в России. 1700 – 1740 гг. М., 2000.

16.  Левина Е. Секс и общество в мире православных славян // "А се грехи злые, смертные..." Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России. М., 1999. С. 239-491.

17.  Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила (любое издание).

18.  Мужской сборник. Вып.1. Мужчина в традиционной культуре М., 2001.

19.  Панченко А.А. Исследования в области народного православия: Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998.

20.  Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. М., 2000 (или: Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989).

21.  Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки (любое издание).

22.  Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (любое издание).

23.  Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.

24.  Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995.

25.  Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М., 1995. Т. 1; М., 1999. Т. Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.

26.  Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.

27.  Федотов Г. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.

28.  Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVIIIXIX вв. М., 1967.

29.  Щепанская Т.Б. Кризисная сеть: Традиции духовного освоения пространства на Русском Севере //Русский Север: К проблеме локальных групп. СПб., 1995. С. 110 – 176.

 

Сайт управляется системой uCoz