Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Социологический факультет

 

Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры Декан факультета

   

протокол №_________ дата, подпись, Ф.И.О.

“___”___________200___г.

зав. кафедрой

_______________

 

 

 

 

 

 

 

Программа учебной дисциплины

Антропологический практикум

 

Федерального (вузовского) компонента цикла ГСЭ (ЕН, ОПД, СД, ДС)


(по выбору) по специальности (направлению)

(код, название)

 

Разработчики: к.и.н. Т.Б. Щепанская

Рецензенты:

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2002 г.

 

 

 

 

 

 

I. Организационно-методический радел.

  1. Цель курса – проведение студентами полевого антропологического исследования по антропологии города под руководством преподавателя.
  2. Задачи курса:

  1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.
  2. Полевые исследования, проведенные в рамках антропологического практикума, служат одним из этапов подготовки курсовых и дипломной работы, а также обеспечивают приобретение навыков, необходимых для дальнейшей самостоятельной работы в качестве антрополога-исследователя.

  3. Требования к уровню освоения дисциплины.

Практикум проводится в течение двух семестров.

К концу первого семестра студент обязан представить на кафедру

Эти материалы предоставляются по возможности в электронном виде (в случае отсутствия доступа к компьютеру допускается рукописный или отпечатанный на пишущей машинке вариант) и хранятся на кафедре. Объем исследования (количество интервью, длительность наблюдений) определяется по принципу тематического насыщения.

К концу второго семестра студент должен представить материалы своего исследования в виде

 

II. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля

Всего аудиторных занятий

64 часа

Из них - лекций

24

- практические занятия

40

Самостоятельная работа студента

64

Итого (трудоемкость дисциплины)

 

Изучение дисциплин по семестрам:

1 семестр: лекции (16 часов), практические занятия (16 часов), зачет

2 семестр: лекции (16 часов), практические занятия (16 часов), зачет

III. Содержание дисциплины

Раздел 1. Методики сбора и первичной обработки материала

Тема 1. Полевое антропологическое исследование в городе.

Полевое антропологическое исследование. Его специфика в условиях города. Проблемы методики и этики. Практическое занятие: проведение группового интервью в аудитории. Определение степени сензитивности затронутых тем.

Тема 2. Составление плана полевого исследования.

План исследования: общие принципы составления, структура. Практическое занятие: составление плана по образцу. Выбор студентами темы полевого исследования: социокультурной среды, соционормативного пространства, практики. Опрос студентов с целью выявления их интересов и возможностей доступа к разным социокультурным средам. Задание: составить план полевого исследования избранной среды, практики или соционормативного пространства.

Тема 3. Программа: составление и адаптация

Принципы составления программы наблюдений и программы-проводника для глубинного интервью. Специфика программ биографического интервью. Фокусированное интервью. Обсуждение программы-проводника на примере программы "Антропология профессий". Навыки адаптации типовой программы к специфике конкретной среды (профессиональной). Пример: исследование профессиональной среды врачей (или представителей другой профессии – по выбору аудитории). Задание: составить программу интервью и/или наблюдений, адаптированную к целям своего исследования.

Тема 4. Методика и этика глубинного интервью.

Интервью и его роль в антропологическом исследовании. Значение интервью для интерпретации материалов наблюдений, анализа текстов и артефактов. Виды интервью (по степени формализации, определению фокуса) и специфика составления программ для их проведения. Практическое занятие: проведение интервью в аудитории, разбор трудностей, отдельных приемов ведения глубинного интервью. Типичные ошибки и способы их избежать. Задание: проведение интервью в избранной среде.

Тема 5. Методика записи нарратива.

Фиксация внутреннего дискурса, понятие дискурсивного стереотипа. Фиксация устной традиции, основные жанровые формы текстов современных городских субкультур. Нарратив, паремии. Смеховые, мистические, лирические жанры. Специфика их фиксации. Традиции фольклористики и новые тенденции в изучении устных традиций. Практическое занятие: опыт припоминания и записи нарративов ("случаи"). Приемы стимуляции рассказов о "случаях". Анализ основных мотивов и сюжетных схем нарратива. Задание: записать примеры устных рассказов дома или в исследуемой среде.

Тема 6. Наблюдения: программа и дневник.

Место и роль наблюдений в полевом исследовании. Виды наблюдений. Приемы структурирования и фиксации. Составление дневника. Приемы графической, фото- и видеофиксации.

Тема 7. Первичная обработка материалов.

Приемы первичной обработки полевых материалов (дневника наблюдений, расшифровки интервью, нарратива): комментарии, кодирование (первичное, вторичное), классификация. Определение сквозных теми переход к построению индуктивной теории.

Тема 8. Составление отчета о полевом исследовании.

План отчета о полевом исследовании: тема и задачи, характеристика поля (исследуемая среда, информанты – их число, социодемографические и специфические характеристики); методы и условия проведения полевых исследований. Замечания по поводу эффективности методов и перспектив развития темы.

Тема 9. Трудности и проблемы, возникшие в ходе исследования Коллоквиум по результатам исследований 1-го семестра. Коллективное обсуждение проблемных моментов.

Раздел 2. Представление и обсуждение полевых материалов

Тема 10 – 11. Концептуализация результатов полевых исследований. Освоение и применение метода "мозгового штурма".

В втором семестре проводятся семинарские занятия, во время которых студенты представляют результаты первичной обработки результатов полевых исследований, проведенных в первом семестре. На каждом занятии выступает 1 – 2 студента. Задача остальных – обсуждение сообщения, дискуссия и предложения относительно концептуализации представленного материала. Особое внимание уделяется проблемам методической обоснованности выводов, верификации данных.

 

Распределение часов курса по темам и видам работ

Название раздела, темы

Кол-во часов

Дн. Отд.

Веч. отд

Ллекц.

Ппр.

Ллекц

Спр.

1

Раздел 1.Методики сбора и первичной обработки материала

Тема 1. Полевое антропологическое исследование в городе.

2

Тема 2. Составление плана полевого исследования

2

Тема 3. Программа: составление и адаптация

6

4

Тема 4. Методика и этика глубинного интервью.

6

Тема 5. Методика записи нарратива

4

Тема 6. Наблюдение: программа и дневник

2

Тема 7. Первичная обработка материалов

4

Тема 8. Составление отчета о полевом исследовании.

2

Тема 9. Трудности и проблемы, возникшие в ходе исследования

4

Раздел 2. Представление и обсуждение полевых материалов

Тема 10 – 11. Концептуализация результатов полевых исследований. Освоение и применение метода "мозгового штурма".

32

IV Учебно-методическое обеспечение курса

Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов и т.п.

  1. Активные методы обучения
  2. Проведение в аудитории опросов, демонстрация приемов ведения интервью, фиксации устных рассказов. Разбор видеозаписи интервью; анализ "домашнего видео".

  3. Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля
  4. Вмдеомагнитофон для демонстрации видеоматериалов. Диктофоны для проведения интервью.

  5. Методические рекомендации (материалы преподавателю)
  6. Методические указания студентам
  7. Рекомендации по использованию информационных технологий
  8. Материалы полевых исследований рекомендуется сдавать на кафедру в электроном виде для помещения в электронном архиве. Доступ к архиву получают студенты, принявшие участие в его пополнении (сдавшие свои материалы). При использовании материалов обязательны ссылки на собирателя, составителей программ и т.д.

  9. Рекомендуемая литература по темам

Обязательная

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. /Екатеринбург, 1994 г. (вводная часть).

Ядов В. А. Стратегии и методы качественного анализа данных // Социология: М. 1991. № 1.

Дополнительная

Carrithers M. Is anthropology art or science? // Current anthropology. 1990. №31.

Dey I. Qualitative data analysis. London: Routledge, 1993.

Geertz C. The interpretation of cultures. New York, 1973.

Lazarsfield P. On social research and its language. Chicago: University of Chicago Press, 1993.

Platt J. Case study in American methodological thought // Current Sociology. 1992. T. 40. No. 1.

Rubel P., Rosman A. Ethnography - science or fiction? // Abstracts of the 94-th Annual meeting of American Anthropological Association. Arlington, Virg., 1995.

Strauss A., Corbin J. Basics of qualitative research. London: Sage Publications, 1990. P. 17.

Strauss A.L. Qualitative analysis for social scientists. Cambridge: Cambridge University Press, 1987.

Tesch R. Qualitative research. New York: The Fahner Press, 1990.

Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о “качественной социологии” // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 28-42.

Девятко И.Ф.Методы социологического исследования/Екатеринбург, 1994 г.

Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, програм-ма, методы, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1987.

Ядов В. А. Стратегии и методы качественного анализа данных // Социология: М. 1991.№ 1.

Обязательная

Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. "Делать знакомое неизвестным...":

Этнографический метод в социологии // Социологический журнал.

1998. N 1/2.

Т. Шанин. МЕТОДОЛОГИЯ ДВОЙНОЙ РЕФЛЕКСИВНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ

Дополнительная

Социологическое исследование: Методы, методика, математика и статистика. Словарь-справочник/ Отв. ред. Г.В. Осипов. М., 1991.

Обязательная

Р.Мертон, М.Фиске, П.Кендалл. ФОКУСИРОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ. Перевод с английского к.э.н.Т.Н.Федоровской. Под редакцией к.э.н. С.А.Белановского. Москва 1991.

The Fokused interview. A Manual of Problems and Procedures by

Robert K.Merton, Marjorie Fiske, Patricia L.Kendall. The Free

Press, Glencoe, Illinois.

Г.И. Саганенко. СОПОСТАВЛЕНИЕ НЕСОПОСТАВИМОГО: ОБОСНОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА БАЗЕ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. Качественные исследования в социологии

Дополнительная

The Ethnographic Interview. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1979.

Bingham W.V., Moore B.V. How to Interview (New York: Harper, 1941)

Young P.V., Interviewing in Social Work (New York: McGrow-Hill, 1936)

Eleanor E. and Nathan Maccoby, The interview: А tool of social science, in Gardner Linzey, (ed.), Handbook of Social Psychology (Cambridge, 1954), I, pp.448-487

Sheatsley P.B., The art of interviewing and a guide to interviewer selection of training , in Marie Jahoda, Morton Deutsch and Stuart W.Cook (eds.), Research Methods in Social Relations (New York: Dryden Press, 1951), II, pp.463-492

Herbert H.Hyman, Interviewing in Social Research (Chicago: University of Chicago Press, 1954).

Обязательная

В.Д. Войнова, Н.Е. Чернакова. Групповой опрос //Методы сбора информации в социологических исследованиях. Книга 1. Социологический опрос. М., 1990. С.150 – 161.

Е. Дмитриева. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998.

Гл.2 (с. 42 – 74). Остальные главы – как дополнительная литература.

Дополнительная

Bogardus E.S., The group interview. Journal of Applied Sociology, 10 (1926), 372 ff

Edmiston V., The group interview , Journal of Educational Research, 37 (1944), 593 ff;

Thompson J.D. and Demerath N.J., Some experience with the group interview, Social Forces, 31 (1952), 148 ff.

Bales R.E. and Borgotta E.F., Size of the group as a factor in the interaction profile, in Paul Hare, Borgotta E.F. and Bales R.F., Small Groups: Studies in Social Interaction (New York: Knopf A.A., 1955), pp.396-413;

John James, A preliminary study of the size determinants in small group interaction , American Sociological Review, 16 (1951), 474-77.

Обязательная

Девятко И.Ф. БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД. Определение и истоки биографического метода в социологии

Дополнительная

Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ : Мат-лы международного семинара. Санкт-Петербург. 14-17.11.96 г./ Под ред. В.Воронкова и Е.Здравомысловой. СПб.: ЦНСИ, 1997.

Bertaux D. Histoires de vie - ou recits de pratiques? // Methodologie de l’approche biographique en sociologie. 1976, Mars (mimeo, Paris).

Bertaux D. And Kohli M. The Life Story Approach: a continental view || Annual Review of Sociology. 1984. 10. P.215-237.

Eakin P.J. Touching the World. Reference in Autobiography. Princeton: Princeton University Press, 1992.

Rahkonen K. Der Biographicshe Fehlschluss // BIOS. 1991, 2.

Roos J.P. The True Life Revisted: Autobiography and Referentiality after the ‘Post’ // Lives and works. Auto/biographical occasions. Spesial issue of Auto/Biography. 1994., 3(1-2). P.1-16.

Stanley L. The Auto/Biographical I: The Theory and Practice of Feminist Auto/biography. Manchester: Manchester University Press, 1992.

Thompson P. The Voice of the Past. Oral history. Oxford: Oxford University Press, 1978.

Kochuyt T. Biographical and Empirisistic Illusions: A Reply to Recent Criticism||Newsletter Biography and Society. 1996.

Sociological uses of life stories and family genealogies: International workshop, 17-23 August 1992. Latky, Czech and Slovak Federal Republic. Volume of documents.

Biography & Society: Letter from the President. Newsletters 1996. Research Committee 38 of the ISA, Dec. 1996.

Biography & Society: Letter from the President. Newsletters 1997. Research Committee 38 of the ISA, Dec. 1997.

Голофаст В.Б. Многообразие биографических повествований // На перепутьях истории и культуры: Труды Санкт-Петербургского филиала Института социологии РАН. Серия III. Материалы текущих исследований. СПб., 1995. C. 82-116.

Альмодавар Ж. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 2.

Бургос М. История жизни. Рассказывание и поиск себя // Вопросы социологии.1992. Т. 2.№ 2.

Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социологичес-кие исследования.1989.№ 1.

Козлова Н. Н. Крестьянский сын: Опыт биографического исследования // Социологические исследования. 1994. № 6. С. 112—123.

Оболенская С. В. “История повседневности” в историографии ФРГ // Одиссей. Человек в истории. М., 1990. С. 182—197.

Рождественский С. Подходы к формализации жизненных историй качественными методами // Судьбы людей: Россия XX век. Биогра-фии людей как объект социологического исследования / Отв. ред. В. Семенова, Е. Фотеева. М., 1996. С. 412—422.

Томпсон П. История жизни и анализ социальных изменений // Воп-росы социологии. 1993. № 1—2. С. 129—138.

Обязательная

Методы сбора информации в социологических исследованиях. Книга 1. Социологический опрос. М., 1990. (Раздел 1. Методологические проблемы опроса).

Дополнительная

Ноэль Э. Массовые опросы: введение в методику демоскопии / Пер. с нем. М.И. Зайцевой, Л.Н. Крючковой; Общ. ред. и вступ. статья Н.С. Мансурова. М.: Прогресс, 1978.

Tourangeau R. Cognitive sciences and survey methods // Cognitive aspects of survey methodology: Building a bridge between disciplines / Ed. by T. B. Jabine, M. L. Straf, J. M. Tanur, R. Tourangeau. Washington, DC: National Academy of Science Press, 1984.

Sudman S., Bradburn N. M. Asking questions: A practical guide to questionnaire design. San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1982.

Sudman S., Bradburn N., Schwarz N. Thinking about answers: The application of cognitive processes to survey methodology. San Francisco, California: Jossey-Bass Inc. Publishers, 1995.

Zaller J., Feldman S. A simple theory of the survey response: Answering questions versus revealing preferences // American journal of political science. 1992. N. 36.

Wilson T. D., LaFleur S. J., Anderson D. E. The validity and consequences of verbal reports about attitudes // Answering questions: Methodology for determining cognitive and communicative processes in survey research / Ed. by N. Schwarz, S. Sudman. San Francisco: Jossey-Bass Publisher, 1996.

Morton-Williams J. The use of verbal interaction coding for evaluating a questionnaire // Quantity and quality. 1979. N. 13.

Тернер Р. Сравнительный контент-анализ биографий // Вопросы со-циологии. 1992. Т. 1.№ 1.

Ярская-Смирнова Е.Р. Нарративный анализ в социологии // Социологический

журнал. 1997. N 3.

Thompson P. The voice of the past. Oxford: Oxford University Press, 1978.

Богин Г.И. Субстанциональная сторона понимания текста. Тверь: Тверской гос. ун-т, 1993.

Ушакин С.А. После модернизма: язык власти или власть языка // Общественные науки и современность. 1996. N 5.

 

Сайт управляется системой uCoz