Т.Б.Щепанская

Гендерная антропология (субкультуры)

В рамках курса рассматривается варьирование гендерных стереотипов в современном мультикультурном обществе. На основе данных урбаноантропологии проводится анализ гендерных установок, символов и ролей в разных субкультурах: детской, молодежной (ряде ее конкретных подразделений: в хип-, панк-культуре, в среде спортивных фанатов, в некоторых экстремистских и националистических сообществах), культуре матерей, геев и лесбиянок, нудистов, в криминальной субкультуре и армейской “дедовщине”, а также в некоторых профессиональных субкультурах.

В основу курса положены обширные и малоизвестные материалы полевых исследований, в том числе автора, проливающие новый свет на проблему варьирования гендерных ролей и установок в урбанизированном мультикультурном обществе. Мультивариантность – значимый, но малоизученный аспект гендерных стереотипов.

Затрагиваются следующие проблемы:

Студентам предлагается не только ознакомиться с существующими исследованиями, но и принять участие в их обсуждении и проведении (лекционный курс дополнен практикумом, в ходе которого студенты должны будут самостоятельно собрать оригинальный полевой материал в разных субкультурных средах по их выбору).

При подготовке курса автор опирается на:

  1. Собственные полевые исследования (женской, молодежной, детской субкультур), отчасти отраженные в публикациях (см. далее в Приложении). .
  2. Работу в рамках исследовательских проектов “Современная городская народная культура” (рук.С.Ю.Неклюдов, Москва, РГГУ, и А.Ф.Белоусов, СПб, ИРЛИ) и “Молодежный Петербург” (рук.В.В.Костюшев, СПб, Ин-т социологии РАН), поддержанных Институтом “Открытое общество (Фонд Сороса) в 1997-1999 гг. В рамках обоих проектов проводились регулярные семинары и заседания, где были представлены новейшие исследования современных городских субкультур в России.
  3. Материалы семинара “Женская культура и этнография” (Музей антропологии и этнографии им.Петра Великого РАН), организатором и активным участником которого автор была в течение всех лет его работы (1995-98 гг.).

Тематический план занятий.

1. Гендерные факторы образования субкультур.

Гендерные стереотипы: социокультурное варьирование. “Веер” ролей. Гендерное варьирование как фактор социокультурной дифференциации. Зоны репродуктивной изоляции как субстрат образования субкультур (дети, молодежь, замкнутые - тюрьма, армия - сообщества). Проблема социального регулирования телесности. Телесность, отношения власти и структуры управления.

2. Гендерные стереотипы в детской культуре.

Гендерная социализация: институциональный и неформальный аспекты. Половая дифференциация детской культуры. Мальчишечье и девичье игровые сообщества: разделение и взаимодействие. Гендерные стереотипы в школьном фольклоре. Смеховой фольклор, страхи и запугивания в мальчишеском фольклоре. Девичья альбомная культура: формирование гендерных стереотипов.

3. Молодежная культура: преодоление бесполости.

  1. Гендерные стереотипы и стратегии поведения в компьютерных чатах.
  2. Знакомство через компьютерные сети. Гендерные символы и опознавательные знаки. Травестизм и мистификации в чатах. Приемы гендерной идентификации. Секс по сетям. От виртуального к реальному знакомству. Виртуальная любовь и свадьбы в компьютерном фольклоре. Гендерные стереотипы и символика в профессиональном фольклоре программистов.

  3. Субкультура материнства: блокирование власти.
  4. Женщина в зоне влияния института родовспоможения: институциональный патернализм. Социокультурные механизмы власти. Женская культура: традиция и современность. Средства блокирования власти в женской культуре. Характерные особенности материнского самосознания и мироощущения. Женский фольклор и его функции. Материнская символика власти и противостояния власти.

  5. Геи, лесбиянки, нудисты.
  6. Субкультуры и сообщества (клубные, дружеские, литературные кружки и общества и т.п.) геев, лесбиянок, нудистов в Санкт-Петербурге. Знаковость в поведении и атрибутике. Стереотипы поведения и ритуалы. Культура тела и коммуникативные особенности. Трансформация сексуальной ориентации в социокультурную.

     

  7. Гендерные стереотипы в армейском быту и фольклоре.
  8. Армейская служба как мужская инициация. Традиция женитьбы после армии. Татуировки. Образы невесты и матери в армейском фольклоре. Гендерное самоопределение. Стереотипы маскулинности. Сюжеты об “увольнительной” и “самоволке”: мотив сексуальных подвигов. Рассказы об “общих девушках” и групповом сексе в казарме. Армейский смеховой фольклор (гендерные стереотипы в анекдотах о сексуальном солдате или лейтенанте, обманутом полковнике/генерале и т.п.). Мистический фольклор и любовная лирика.

  9. Гендерные аспекты криминальной субкультуры.
  10. Культ матери; секс и насилие (лексическое объединение). Сексуальное общение как взимание (власть); женские роли в тюремном фольклоре и арго; идеология “волка-одиночки” и практика семейных отношений; сексуальность в тюрьме (гомосексуальность, автоэротизм, “семьи” и т.д.). Родство как матрица самоорганизации сообществ (воровские семьи, паханы и матки, сынки, братва и проч.).

  11. Гендерные отношения в религиозно-мистических сообществах.
  12. Практики аскетизма и регуляции семейных отношений, отношений между полами в религиозно-мистических сообществах. В качестве примеров рассматриваются наименее формализованные, организованные по принципу самодеятельных добровольных общин: кришнаиты, сатанисты, некоторые буддийские и протестантские сообщества Санкт-Петербурга.

  13. Профессия и пол.
  14. Гендерная символика в субкультуре и фольклоре политиков, этнографов, программистов, музыкантов, уличных торговцев.

    Профессиональное взаимодействие и гендерные отношения. Пример – сфера мелкой уличной торговли. Соединение и взаимопроникновение гендерных и властных, гендерных и материальных отношений. Рэкет в гендерном аспекте. Поборы и охрана: легитимация насилия и самоорганизация отношений власти. Телесное взимание как замена денежных поборов. Гендерные представления в среде торговцев на рынке. Торговки и хозяева.

    Социокультурные факторы эксплуатации, притеснения, дискриминации по признаку пола.

  15. Гендерный символизм в политической культуре.

Символика и метафоры пола в СМИ и политическом жаргоне. Их влияние на политическое поведение и роль в формировании политических установок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz